14:00, 01 октября 2019, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Вы бы доверили свое здоровье молодому специалисту? Вот и в Минздраве признают: профессиональный уровень знаний и навыков медработников в Кыргызстане слабый, ответственности в случае оказания некачественной медицинской помощи нет. Что делать, чиновники вроде знают и даже готовы перенимать опыт соседей. Но получится ли это в наших реалиях?
Из-за низкой зарплаты специалисты не мотивированы. В поисках лучшей доли они уходят из профессии или уезжают за рубеж. Многие работающие медики уже пенсионеры.
Из 1,6 тысячи семейных врачей в регионах почти 80 процентов пред- или пенсионного возраста.
И уровень их профессионализма требуется повышать, подчеркивает начальник управления Минздрава Айгуль Бообекова.
Около 60 процентов врачей, по ее данным, не имеют квалификационной категории.
Одно из предлагаемых решений – внедрение обновленной системы сертификации и лицензирования врачей.
НЦНЭ готов оказать содействие нашей стране. Представители центра рассказывают, что весь процесс автоматизирован. Результаты претенденты получают в «личный кабинет». Каждому бланку присваивается уникальный QR-код, который использует уполномоченный орган для сверки данных. Это исключает фальсификацию.
Главная идея такого подхода – показать студенту, может, стоит распрощаться с факультетом после первого курса, когда видишь, что это не твое, и не тратить столько лет на обучение.
Кстати, с этого года ввели норму — тот, кто не сдал экзамен, на руки диплом не получает.
Представители Кыргызской медакадемии идею поддерживают. «Ведь когда ты проводишь самооценку, то на что-то закрываешь глаза, где-то хвалишь. Оценка же со стороны поможет увидеть недостатки и работать над собой», — отмечают они.
«В Швейцарии, к примеру, вуз принимает 600 человек, а после 1-го курса остается только 150. Я изумился: что, все остальные двоечники? Ничего подобного. Просто там выбирают самую элиту, которая пригодна для дальнейшего медицинского обучения. Плюс клинические базы рассчитаны именно на 150 человек, не более. А теперь представьте, смогут ли отчислить слабых студентов после тестирования в Казахстане или Кыргызстане? У каждого двоечника найдутся свои друзья, родственники, крышеватели. И депутат парламента, и из министерства будет звоночек. Мы находимся все-таки на постсоветском пространстве», — поделился он своим мнением с 24.kg.У меня всегда один вопрос: сможем ли мы обеспечить независимость?
Анэс Зарифьян
«Проблема и в том, что очень многие идут в медицину без трепета душевного, без интереса», — добавляет декан.
«Вузы не хотят терять абитуриентов и поступающих в ординатуру. Это их доходы. Бюджетных мест мало, около 70 процентов студентов — контрактники. При внедрении методики независимой экзаменации результаты будут говорить о том, что большинство выпускников некомпетентны, — уверен он. — Вузы хорошо хвалятся ресурсами — есть аудитории, муляжи и так далее. Но студенты не обучаются практически, они больше изучают теорию и оторваны от практики. А когда независимая оценка будет связана еще и с трудоустройством, тогда вузы будут вынуждены подумать о том, надо ли набирать столько студентов и ординаторов. И это уже политический вопрос».Есть и сложности политического характера. В этих процессах однозначно есть люди заинтересованные, даже на политическом уровне.
Арсен Аскеров
Финансы, по словам Арсена Аскерова, потребуются не только на создание независимого центра. «Появится много вопросов и со стороны обучающего процесса. Мол, не могут обеспечить нужный уровень из-за отсутствия оборудования в клинических базах. Поэтому этот навык могут продемонстрировать теоретически, но не практически», — говорит он.
Поэтому нужно обучать и преподавательский состав, считает глава КГМА. «Должны быть сильными профессиональные ассоциации. Потребуется также провести ревизию и гармонизацию нормативных правовых актов», — добавляет он.И преподаватели, и студенты не смогут выдержать экзаменационный тест. Около 70 процентов из них оторвано от практики. Больше теории.
Арсен Аскеров
Когда внедрят новую систему сертификации, представители Минздрава пока точно не знают. Планируется начать с первого курса вузовского обучения в пилотном режиме. Постепенно результаты независимой оценки, по мнению чиновников, помогут составить объективный рейтинг вузов, повысить конкуренцию и улучшить качество образования. А это, естественно, приведет к улучшению качества медицинских услуг.
«Не зря говорят, что кадры решают все. Даже если вы построите хорошую больницу и поставите отличную аппаратуру, но будут слабые специалисты, то показатели смертности будут только расти», — подчеркивает Арсен Аскеров.