11:00, 10 апреля 2019, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Завершается очередной учебный год в школах, а некоторые школьники до сих пор не получили обещанные учебники. Чиновники Министерства образования и науки обещают подключить общеобразовательные учреждения к интернету, оборудовать их компьютерами и лабораториями, но не могут справиться с элементарным — обеспечить качественной учебной литературой.
Обеспеченность учебниками в 2017/18 учебном году составила всего 72 процента. Ежегодно на тиражирование министерству требуется около 600 миллионов сомов.
В 2018 году в рамках проекта Всемирного банка обновили учебники для учащихся 5-6-х классов. Журналисты нашли в них массу ошибок. Чиновникам пришлось признать проблему, но изымать учебники не стали: замены-то нет. Пусть с ошибками, но хоть так наши дети учатся.
В некоторых школах Чуйской области нет учебников по математике для 6-го класса. «Учителя распечатали для себя по одному учебнику из интернета и сделали ксерокопию детям. Вот так и учимся», — посетовали родители.
Задержка произошла с учебниками по кыргызскому языку, кыргызской литературе, биологии, информатике, технологии и другими, отпечатанными в Индии. Погрузка последней партии завершена. Поступить они должны до конца учебного года.
Особой проблемы, очевидно, не возникло бы, если руководство министерства не запретило бы школам заниматься по старым книгам из библиотечного фонда. Не для того ли приняли такое решение, чтобы собрать деньги в созданный фонд «Жаны китеп»? Ведь арендную плату ввели именно за новые книги.
Каждый учебник обходится родителям учащихся в 25 сомов. Несмотря на задержку с поставками, сумму взимают полностью.
Родители, в принципе, и не против платить, но за качественный продукт. Пока же новые стандарты для 5-х и 6-х классов вызывают у учителей-практиков много вопросов и сомнений.
«В учебнике по русскому языку повсеместно даются отсылки к интернету, различным сайтам. Может, столичные дети и справятся с такими заданиями, но в сельской глубинке многие понятия не имеют, что это такое, у них нет компьютеров, нет доступа к интернету», — рассказала 24.kg учитель русского языка и литературы с многолетним стажем.
По ее словам, авторы учебника очень мало внимания уделили орфографии. Правил практически нет, как и контрольных работ, диктантов, только сочинения.
«Материал, который мы раньше давали за три часа, сейчас должны давать за час. Больше времени отводится на самостоятельное изучение и развитие речи. А как развивать, если ученики элементарно не знают правил?» — задается вопросом педагог.
Она добавила, что произведения по литературе даны в сокращении, а в российских объем был больше и содержание интереснее.
«Самим детям очень тяжело, не поймут, что к чему», — резюмирует учитель.
Рассчитаны книги на грамотного, подготовленного ребенка, вундеркинда. А наши дети идут в школу неподготовленными, без дошкольного образования. Некоторые к пятому классу даже читать нормально не умеют.
Учитель русского языка и литературы
Кстати, согласно ряду исследований, младшеклассники не только плохо читают, но и не понимают прочитанного. И вряд ли сложные, неграмотно написанные учебники помогут улучшить ситуацию.
«Роль учебника в процессе обучения огромная. Одно дело — сидеть и слушать учителя, другое — самостоятельно работать с книгой. Ребенок может пропустить занятие, опоздать, отвлечься, или учитель не придет на урок, а учебник всегда под рукой. Когда ребенок сам увидел, прочитал, он запоминает больше, чем просто услышал. Хорошо, что сейчас есть возможность найти часть учебников в интернете, в электронном варианте. Но опять-таки, это не для всех детей доступно. У кого-то нет телефона, доступа к Сети», — подчеркнул директор столичной школы № 61 Юрий Низовский.
«Помимо ошибок, которые есть во всех учебниках, еще и качество шрифта неудовлетворительное. В учебнике русского языка шрифт бледный, что влияет на восприятие текста», — добавил он.
Может, и хорошо, что переходим на свои учебники, кто-то должен был взять на себя ответственность. Но опыта нет ни у страны, ни у авторов, ни у книгоиздательств.
Юрий Низовский
Но дети не будут ждать, пока этот опыт появится.
«Может, надо было по-другому подойти, печатать не на всю страну, а пробными партиями, включать в экспертную группу учителей из Бишкека», — размышляет он.
Директор считает, что есть предметы, учебники по которым можно было и не издавать.
«География — да, должна быть для нашего государства. А математика — везде математика, как и химия, физика, биология. Учебники по этим предметам уже вычитаны, проверены, над ними работали целые институты, а не просто хороший учитель. У нас же получается, что стандарт один, программа немного отличается от стандарта, а учебник немного отличается и от программы, и от стандарта. По крайней мере, новый учебник по литературе для 5-го и 6-го классов такой. А средства на издание затрачены большие. К слову, учащиеся многих школ ориентированы на вузы других стран. Поэтому им придется изучать и другие учебники», — заметил Юрий Низовский.
Поэтому, объясняет директор, в их школе пока все учебники российские.
«Нас уже заставляют сдавать деньги за аренду новых учебников, но мы никому их не раздавали. Во-первых, они пришли с опозданием, мы же детям выдали книги еще в августе 2018-го. А во-вторых, учебники изданы с ошибками. Они у нас лежат на складе, место занимают. Мы еще посмотрим, какие учебники принимать, а какие — нет, проведем ревизию. Возможно, историю Кыргызстана возьмем, то, что касается нашей страны», — не исключил он.
Когда даже средний ребенок находит ошибки, это не делает чести учебнику. У ребенка сразу недоверие появляется к написанному, вопросы к учителю, самому себе.
Юрий Низовский
После провала с тиражированием новых учебников министр образования и науки Гульмира Кудайбердиева заявила, что изучается возможность адаптации к учебникам других стран, особенно по естественно-научному направлению.
Что мешало сделать это раньше? Все та же нехватка бюджета.
«Стоит это недешево. Адаптация одного учебника, предположим, российского, обошлась бы нам в 350 рублей. А учебник, издаваемый в Кыргызстане, обходится примерно в 100 сомов», — поясняла ранее чиновница.
Тем не менее уже к новому учебному году для учеников начальных классов Кыргызстана обещают адаптировать российские учебники по математике. За чей счет это будут делать, в Минобразования КР сказать пока не могут.