16:03, 07 февраля 2019, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА
С начала 2019 года в Бишкеке произошло несколько дорожно-транспортных происшествий, в результате которых на зебре пострадали пешеходы. В том числе и школьница. Еще один случай со смертельным исходом произошел в Новопавловке.
Кто виноват в сложившейся ситуации и что делать, пыталась разобраться корреспондент 24.kg.
Смертельные случаи на пешеходных переходах вызывают резонанс. Оно и понятно. С малых лет детей учат, что переходить дорогу надо по зебре ради безопасности. Но, по словам старшего инспектора пресс-службы ГУОБДД МВД Тилека Оторова, не все родители к этому относятся ответственно.
Безответственность многих родителей отметила и директор ОО «Дорожная безопасность» Чинара Касмамбетова. По ее мнению, именно они должны в первую очередь задуматься над безопасностью детей: прикреплять светоотражающие элементы на одежду, объяснять, как правильно переходить дорогу, подавать пример.
«А у нас бывает так, что родители все скидывают на плечи государственных структур. Так не должно быть», — добавила Чинара Касмамбетова.
В России законодательно обязали родителей обеспечить детскую одежду светоотражающими элементами.
«Надо работать с учениками, учить, что надо переходить дорогу правильно. Иногда дети не знают, на какой цвет надо идти, перебегают улицы. Понятно, что это дети, но мы должны их обучать», — сказала депутат Жогорку Кенеша Айнуру Алтыбаева.
В ГУОБДД уверяют, что профилактике детского травматизма уделяют большое внимание. Со школьниками и дошколятами проводятся занятия, различные конкурсы, игры, снимают и размещают социальные ролики, проводят рейды.
«За каждой школой закреплен инспектор, есть совместные планы с Минобразования по профилактике детского травматизма, устанавливают посты патрулей у школ, ежегодно проводят конкурсы юных инспекторов дорожного движения», — заявил Тилек Оторов.
Зачастую дорожно-транспортные происшествия с участием детей происходят по вине взрослых. Чаще всего они попадают в ДТП в качестве пассажиров.
Тилек Оторов
«Возле каждой школы инспектора не поставишь. Думаю, депутаты поднимут еще раз вопрос обеспечения дорожной безопасности при рассмотрении проекта «Безопасный город». Камеры надо устанавливать у школ, рынков, где большая проходимость, зебра должна быть видна и освещена. Это работа правительства», — подчеркнула Айнуру Алтыбаева.
Сотрудники ГУОБДД дважды в год проводят обследование дорожной инфраструктуры возле школ: есть ли знаки, разметка…
Тилек Оторов
«Если они отсутствуют, выдается предписание соответствующим службам на устранение недостатков», — заметил он.
В 2017 году, после того как в Бишкеке сбили двух школьников, по инициативе общественных организаций волонтеры дежурили на пешеходных перекрестках и помогали школьникам переходить дорогу.
«Более 30 волонтеров из числа мам, горожан, студентов в течение двух недель патрулировали пешеходные переходы», — рассказала директор ОФ «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова.
Наблюдения показали, что водители очень недружелюбны к детям. Ученики, как зайцы, отпрыгивали от машин.
Назгуль Турдубекова
«Видно, что ребенок переходит дорогу, но водители все равно заезжали на зебру, не сбавляли скорость», — отметила она.
Назгуль Турдубекова добавила, что школам необходимо определить ответственного человека, который будет регулировать прилегающую к учебному заведению зебру и помогать переходить детям дорогу.
«Это не занимает много времени. По 15-20 минут несколько раз в день выйти на перекресток, чтобы встретить и проводить детей», — сказала она.
Даже в самых безопасных странах в области дорожного движения учитель встречает и провожает учеников через дорогу или сажает в школьный автобус.
Назгуль Турдубекова
«Нет такого, чтобы ребенок сам шел по обочине, переходил зебру. Безопасность ребенка на дороге — вопрос особого внимания. И не должно быть споров, кто ответственный: родители, школа, ГУОБДД, власти... Один ответ — взрослые», — отметила она.
По идее, сотрудники служб безопасности школ тоже должны регулировать ближайшие к общеобразовательному учреждению переходы. По словам Тилека Оторова, есть совместный план с Минобразования, чтобы родительские комитеты, охранники помогали школьникам переходить дорогу. Но везде ли так работает — другой вопрос.
Действенным способом снижения детского травматизма на дорогах стали «лежачие полицейские». Водители вынуждены притормаживать, что в определенных экстренных случаях может спасти детские жизни.
«Это вынужденная инфраструктурная мера. Однако очень много мест, где до сих пор нет таких объектов. Особенно в жилых массивах и за городом. А многие школы находятся рядом с оживленными перекрестками и магистралями», — подчеркнула она.
К сожалению, зебры быстро смываются, а водители часто не обращают внимания на знаки.
Чинара Касмамбетова
Она добавила, что еще одним результативным способом снижения ДТП может стать освещение пешеходных переходов в ночное время, когда светильники устанавливаются прямо над зеброй. «Так сделали в Балыкчи», — сказала Чинара Касмамбетова.
Кстати, в Бишкеке тоже есть, по крайней мере, один такой переход — на пересечении улиц Шопокова и Боконбаева возле УВК ШГ № 67.
«Ранним утром и поздним вечером детей просто не видно из-за слабого освещения перекрестков. Многие ученики выскакивают из-за припаркованных машин, и остается надеяться на собственную реакцию. А потом всегда винят водителя», — высказал мнение знакомый таксист.