Новые игры вокруг «Кумтора». Чем они обернутся для Кыргызстана

12:00, 20 июля 2018, Бишкек - 24.kg , Арстан ААЛЫЕВ

Новый состав правительства Кыргызстана столкнулся с первыми проблемами. Экономические сложности уже ближайшей осенью могут обернуться очередным правительственным кризисом, учитывая, насколько скор на расправу действующий состав парламента.

Роста экономики нет

Первый звоночек для команды Мухаммедкалыя Абылгазиева уже прозвучал. Нацстатком констатировал, что экономика республики скатывается в рецессию. Темпы ее развития за минувшие полгода составили всего 0,1 процента. Да, были предположения отдельных экспертов, что оценка Нацстаткома некорректна, а методы подсчетов устарели.

Отдельные аналитики думают, что реальный рост ВВП составляет все 4-8 процентов.

Оценить, насколько все серьезно, помогла реакция Национального банка. Тот, будучи институтом неполитизированным, снизил годовой прогноз развития экономики сразу на 2,3 процента.

На столь неблагоприятном фоне правительство продолжает искать средства на развитие экономики. Но лимит на кредиты, похоже, практически исчерпан, а для модернизации страны в ближайшие пять лет требуется не менее $300 миллионов ежегодно. В противном случае, как опасаются власти, регионы останутся дотационными, и уровень миграции из них будет увеличиваться.

Больше не верится, что Кыргызстан способен привлечь в экономические проекты значимые средства от инвесторов. Иностранный крупный бизнес, несмотря на показное радушие чиновников, обходит республику стороной. Местные деловые круги предпочитают выводить средства за рубеж — в более спокойные и предсказуемые страны.

Официальная статистика указывает, что внутренние источники готовы вкладывать, в основном, только в строительство, потому что недвижимость кажется населению более-менее стабильным инструментом для сохранения сбережений.

Где взять деньги для регионов?

Подсказать ответ на вопрос кабмину пытались геологи и горнопромышленники. По их подсчетам, если в областях займутся разработками перспективных месторождений, то смогут заработать порядка $83 миллиардов или 5-6 триллионов сомов по существующему курсу. Причем львиная доля ископаемых, ждущих своего часа, лежит в Баткенской и Нарынской областях. Копай, не хочу!

Речь, как поясняют в Ассоциации горнопромышленников и геологов, идет о запасах золота, вольфрама, молибдена, меди, бериллия и других минералов.

Вот только без инвестиций добыть эти миллиарды невозможно. Как, собственно, и привлечь эти самые капиталовложения. Причина в высоких рисках, нивелировать которые пока никому не удалось.

«Местное население нередко выступает против разработки месторождений. Ранее президент Сооронбай Жээнбеков заявил, что властям нужно обратить внимание на развитие регионов. Горнодобывающая отрасль позволит создать новые рабочие места, улучшить инфраструктуру на местах, увеличить поступления в бюджет. Но в областях до сих пор не понимают значимости полезных ископаемых. Тогда как работающие предприятия помогают развитию регионов. Рудник «Кумтор», к примеру, на постоянной основе выделяет деньги в Фонд развития Иссык-Кульской области. Когда в Нарынской области разрабатывалось буроугольное месторождение Мин-Куш, Джумгальский район из дотационного превратился в самый богатый и развитый в регионе», — объяснил глава ассоциации Орозбек Дуйшеев.

В самом правительстве признают, что источником риска действительно нередко выступает население, крайне негативно настроенное к разработке недр. В ассоциации, в свою очередь, утверждают: неудачная инвестиционная политика — следствие неурегулированности вопроса взаимодействия органов власти с населением.

«Комитет по недропользованию, к примеру, сначала выдает лицензию, а потом предлагает инвестору самостоятельно договариваться с местными жителями», — утверждает зампредседателя правления Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Дуйшенбек Камчыбеков.

Говорим одно, делаем другое

Однако осознать значение инвесторов для экономики и развития страны, похоже, нужно не только населению, но и правительству. Если верить заявлению спикера парламента Дастанбека Джумабекова, кабинет министров вновь намерен заняться ревизией соглашения с одним из крупнейших инвесторов и налогоплательщиков в республике — компанией «Центерра», работающей на руднике «Кумтор».

Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев также заявил, что в действующем документе есть моменты, с которыми кабинет министров не согласен. А ведь еще несколько месяцев назад деловое сообщество убеждали, что вопрос окончательно закрыт. Но... Все вернулось на круги своя. В том числе развернувшаяся информационная кампания в масс-медиа.

Мантра звучит прежняя, заученная на зубок. Нехороший инвестор и вороватые чиновники обманывают доверчивый народ, в бюджет от работы проекта поступает мало, добывать золото Кумтора можем сами.

Правда, пока нет ни слова о катастрофическом состоянии экологии и исчезающих из-за золотодобытчиков ледниках. Видимо, эти «аргументы» оставили на потом.

Кампания против разработки Кумтора разворачивается с завидным постоянством. На нее уже вообще мало кто обращает внимание, понимая, как и зачем это делается. Но есть одна тревожная деталь. Так называемые экспертные круги подключили к обсуждению вопроса о национализации проекта «Кумтор». А ведь раньше муссировался, в основном, в кругах маргинальных политиков и созданных ими партий, заинтересованных в ослаблении правительства и президента.

Это может свидетельствовать либо о том, что теперь сторонники подобных подходов пытаются повлиять на власть, либо чиновники хотят оказать на инвестора давление, что неизбежно приведет к имиджевым и финансовым потерям для Кыргызстана.

Сомнительно, что Кыргызстан готов к национализации проекта. Этот вопрос ранее неоднократно изучался, и чиновники давно убедились, что подобный процесс заранее обречен на провал. В случае национализации республике придется выплатить инвестору колоссальную сумму, которая разорит и без того небогатый бюджет. Более того, кыргызская сторона не имеет в необходимом количестве ни средств, ни сил, ни инженерных ресурсов для поддержания работы «Кумтора».

Игры вокруг «Кумтора», в целом, всегда обходились стране чрезвычайно дорого. Требования о национализации уже приводили к резкому снижению стоимости портфеля акций республики в «Центерре», под который правительство собиралось привлекать дополнительные ресурсы в экономику.

Но хуже всего имиджевые потери. Дело в том, что по отношению властей к «Центерре», как к крупнейшему инвестору, за рубежом судят о реальном состоянии делового климата в стране. А оно таково, что только за последние шесть лет компания получила иски от различных надзорных органов республики на $465 миллионов. Кыргызская сторона обещала отозвать претензии в обмен на заключение новых договоренностей, к которым стороны пришли в прошлом году. Однако пока это не выполнено.

Все это уже привело к тому, что крупный бизнес из других стран просто перестал рассматривать Кыргызстан как площадку, на которой можно было бы работать, несмотря на кажущиеся выгоды от участия в ЕАЭС и относительно либеральный налоговый режим.

Часть местных аналитиков с полной серьезностью предлагают правительству рассматривать в качестве инвесторов... трудовых мигрантов. Логика проста: раз они могут ежегодно переводить домой не менее двух миллиардов долларов, то почему бы не использовать эти средства для развития экономики? В чем, правда, можно искренне сомневаться. Мигранты отправляются за рубеж не для того, чтобы заработать на бизнес-проекты, а, банально, чтобы прокормить свои семьи. В Кыргызстане такой возможности для них, увы, пока не создано.