12:00, 20 июля 2018, Бишкек - 24.kg , Арстан ААЛЫЕВ
Новый состав правительства Кыргызстана столкнулся с первыми проблемами. Экономические сложности уже ближайшей осенью могут обернуться очередным правительственным кризисом, учитывая, насколько скор на расправу действующий состав парламента.
Отдельные аналитики думают, что реальный рост ВВП составляет все 4-8 процентов.
На столь неблагоприятном фоне правительство продолжает искать средства на развитие экономики. Но лимит на кредиты, похоже, практически исчерпан, а для модернизации страны в ближайшие пять лет требуется не менее $300 миллионов ежегодно. В противном случае, как опасаются власти, регионы останутся дотационными, и уровень миграции из них будет увеличиваться.
Больше не верится, что Кыргызстан способен привлечь в экономические проекты значимые средства от инвесторов. Иностранный крупный бизнес, несмотря на показное радушие чиновников, обходит республику стороной. Местные деловые круги предпочитают выводить средства за рубеж — в более спокойные и предсказуемые страны.
Официальная статистика указывает, что внутренние источники готовы вкладывать, в основном, только в строительство, потому что недвижимость кажется населению более-менее стабильным инструментом для сохранения сбережений.
Речь, как поясняют в Ассоциации горнопромышленников и геологов, идет о запасах золота, вольфрама, молибдена, меди, бериллия и других минералов.
«Местное население нередко выступает против разработки месторождений. Ранее президент Сооронбай Жээнбеков заявил, что властям нужно обратить внимание на развитие регионов. Горнодобывающая отрасль позволит создать новые рабочие места, улучшить инфраструктуру на местах, увеличить поступления в бюджет. Но в областях до сих пор не понимают значимости полезных ископаемых. Тогда как работающие предприятия помогают развитию регионов. Рудник «Кумтор», к примеру, на постоянной основе выделяет деньги в Фонд развития Иссык-Кульской области. Когда в Нарынской области разрабатывалось буроугольное месторождение Мин-Куш, Джумгальский район из дотационного превратился в самый богатый и развитый в регионе», — объяснил глава ассоциации Орозбек Дуйшеев.
В самом правительстве признают, что источником риска действительно нередко выступает население, крайне негативно настроенное к разработке недр. В ассоциации, в свою очередь, утверждают: неудачная инвестиционная политика — следствие неурегулированности вопроса взаимодействия органов власти с населением.
«Комитет по недропользованию, к примеру, сначала выдает лицензию, а потом предлагает инвестору самостоятельно договариваться с местными жителями», — утверждает зампредседателя правления Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Дуйшенбек Камчыбеков.
Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев также заявил, что в действующем документе есть моменты, с которыми кабинет министров не согласен. А ведь еще несколько месяцев назад деловое сообщество убеждали, что вопрос окончательно закрыт. Но... Все вернулось на круги своя. В том числе развернувшаяся информационная кампания в масс-медиа.
Мантра звучит прежняя, заученная на зубок. Нехороший инвестор и вороватые чиновники обманывают доверчивый народ, в бюджет от работы проекта поступает мало, добывать золото Кумтора можем сами.
Правда, пока нет ни слова о катастрофическом состоянии экологии и исчезающих из-за золотодобытчиков ледниках. Видимо, эти «аргументы» оставили на потом.
Кампания против разработки Кумтора разворачивается с завидным постоянством. На нее уже вообще мало кто обращает внимание, понимая, как и зачем это делается. Но есть одна тревожная деталь. Так называемые экспертные круги подключили к обсуждению вопроса о национализации проекта «Кумтор». А ведь раньше муссировался, в основном, в кругах маргинальных политиков и созданных ими партий, заинтересованных в ослаблении правительства и президента.
Это может свидетельствовать либо о том, что теперь сторонники подобных подходов пытаются повлиять на власть, либо чиновники хотят оказать на инвестора давление, что неизбежно приведет к имиджевым и финансовым потерям для Кыргызстана.
Игры вокруг «Кумтора», в целом, всегда обходились стране чрезвычайно дорого. Требования о национализации уже приводили к резкому снижению стоимости портфеля акций республики в «Центерре», под который правительство собиралось привлекать дополнительные ресурсы в экономику.
Все это уже привело к тому, что крупный бизнес из других стран просто перестал рассматривать Кыргызстан как площадку, на которой можно было бы работать, несмотря на кажущиеся выгоды от участия в ЕАЭС и относительно либеральный налоговый режим.
Часть местных аналитиков с полной серьезностью предлагают правительству рассматривать в качестве инвесторов... трудовых мигрантов. Логика проста: раз они могут ежегодно переводить домой не менее двух миллиардов долларов, то почему бы не использовать эти средства для развития экономики? В чем, правда, можно искренне сомневаться. Мигранты отправляются за рубеж не для того, чтобы заработать на бизнес-проекты, а, банально, чтобы прокормить свои семьи. В Кыргызстане такой возможности для них, увы, пока не создано.