14:19, 27 июня 2018, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Не успели кыргызстанцы отойти от шока после скандала с завышением стоимости работ при модернизации ТЭЦ Бишкека, как разгорается новый. И снова замешаны чиновники и Эксимбанк Китая, и снова обвинения в значительном завышении стоимости работ.
Анализ показывает, что суммы могли быть меньше либо протяженность дорог гораздо больше.
Завершить первый этап строительства автодороги Джалал-Абад — Казарман планируют в 2018 году. В рамках второго предусмотрено строительство дороги Казарман — Арал, третьего — трассы Арал — Кочкор — Балыкчи. Стоимость первой фазы — $400 миллионов.
В отличие от трассы Бишкек — Ош на альтернативной дороге нет перевалов, а самая высокая точка — 2 тысячи над уровнем моря. Это тоннель на перевале Кок-Арт протяженностью .
Через реку Нарын на трассе построят два эстакадных моста 400 и , высота их опор достигнет . Дорога проходит по живописным местам Нарынской и Джалал-Абадской областей.
Общая стоимость строительства альтернативной автодороги — $846 миллионов. При этом большая часть средств ($789 миллионов) — кредиты. Еще $36 миллионов — грант, 21 миллион — собственные вложения Кыргызстана.
На реализацию проекта Экспортно-импортный банк Китая выделил $700 миллионов. Строительство трассы завершено на 66 процентов.
И именно она оказалась в центре скандала в 2016 году.
В 2014-м завершилось строительство трассы Бишкек — Нарын — Торугарт протяженностью . Стоимость проекта — $400 миллионов. Но в 2016-м в Боомском ущелье сошло несколько камнепадов, которые перекрывали трассу. Оказалось, в некоторых опасных местах проектировщики не предусмотрели строительство защитных стен.
Стоимость работ завысили в пять раз.
Простое сравнение стоимости строительства одного километра трассы компаниями China Road and Bridge Cо и «Лонг Хай», которая строит дорогу Балыкчи — Корумду, показало, что услуги China Road значительно дороже.
В первой и второй фазах строительства дороги север — юг стоимость одного километра составляет $2 миллиона 597,3 тысячи и $2 миллиона 935,1 тысячи. У компании «Лонг Хай» километр дороги значительно дешевле — всего $747,1 тысячи.
Есть и еще один интересный факт. China Road and Bridge Cо освободили от уплаты НДС, в то время как «Лонг Хай» выплачивает эти 12 процентов. Проекты China Road and Bridge Cо финансирует Эксимбанк Китая, а «Лонг Хай» — правительство Кыргызстана. Именно поэтому один подрядчик и не платит.
Как признаются в Минтрансе, зачастую компанию China Road and Bridge Cо номинировала китайская сторона согласно подписанным соглашениям.
Если же сравнить цены на отдельные виды работ по строительству дорог с расценками отечественных компаний, то становится совсем грустно. China Road and Bridge Cо обходится Кыргызстану значительно дороже.
Например, цементный раствор компания покупает по $280, а отечественные всего по $44-45. Разница в шесть раз!
В два раза завышены цены и на оклеечную гидроизоляцию.
Работы по созданию насыпи с использованием материалов из карьера China Road and Bridge Cо оценила в $8, а земляного полотна — в $11. Кыргызские компании берут за такую же работу $2,2 и $2,5-3 соответственно.
Цены за работы по экскавации в отвал лишнего материала завышены в 2,8 раза. У China Road and Bridge Cо услуга стоит $5, а у отечественных компаний всего $1,5.
Это только самые крупные расхождения в стоимости работ. В итоге по каждому пункту цены завышены, как минимум, на 30 процентов.
Специалисты обращают внимание и на то, что чаще всего при строительстве дорог, особенно при реализации крупных проектов, подрядчики находят карьеры рядом и ставят собственные асфальтобетонные заводы. Это быстрее и гораздо дешевле. Значит, цены на обустройство насыпи, создание земляного полотна и бетон должны быть еще ниже.
На дороге Балыкчи — Корумду идет реабилитация трассы с расширением земляного полотна, заменой мостов и труб в равнинной местности. Стоимость работ предусматривает прокладку дорожного полотна, устройство земляного полотна и труб на готовом основании протяженностью .
«Альтернативная дорога север — юг — это строительство новой трассы второй технической категории с шириной земляного полотна , двухслойным асфальтобетонным покрытием толщиной в труднодоступной горной и сильнопересеченной местности с суровыми природно-климатическими условиями. На проектном участке отсутствуют грунтовые и подъездные дороги», — пояснили в министерстве.
Зато озвученными данными заинтересовались парламентарии. В Жогорку Кенеше создали депутатскую группу, которая изучит расходы на строительство альтернативной дороги север — юг. Ее возглавил депутат Кубанычбек Жумалиев.
Ничего не напоминает? По схожему сценарию развивались события вокруг модернизации ТЭЦ Бишкека.
В понедельник депутаты уходят на летние каникулы. Итоги изучения строительства альтернативной дороги север — юг они представят только осенью. Но не исключено, что новый политический сезон может совпасть с новым коррупционным скандалом.