12:33, 13 мая 2017, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
Как строят в Кыргызстане дороги, интересует всех. Депутатов Жогорку Кенеша, в частности, волнует стоимость одного километра. Однако чиновники Министерства транспорта и дорог сходу цену назвать не смогли.
ИА «24.kg» попыталось посчитать стоимость километра дороги наиболее скандальных проектов.
На одном из заседаний комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша депутаты поинтересовались у заместителя министра транспорта и дорог Азимкана Жусубалиева, сколько стоит километр дороги и почему сократили участок реабилитации трассы Бишкек — Кара-Балта. Однако он не дал прямых ответов.
«Вы ставите под угрозу отчет правительства. Сколько стоит километр дороги? Почему сократили Бишкек — Кара-Балту? Вы письменно ответите. Что за тайны мадридского двора? Мы поименно всех дадим, кто не смог ответить», — сказал Марат Аманкулов.
Чиновник парировал лишь тем, что стоимость километра дороги по каждому объекту высчитывается индивидуально.
По информации экс-председателя Счетной палаты Эльмиры Ибраимовой, в Кыргызстане стоимость строительства одного километра варьируется от $0,7 до $3,1 миллиона.
При этом срок службы трассы составляет всего 5 лет. К примеру, в США или Германии дороги строят от $2,4 до $4,2 миллиона за километр, но служат они до 30 лет. В Китае стоимость километра дороги $0,9 миллиона при сроке службы 25 лет.
Минтранс предоставил ИА «24.kg» анализ дорожных проектов корпорации «Чайна Роуд энд Бридж» и «Лонг Хай», в котором расписаны и объемы работ, и стоимость за километр.
К примеру, по проекту реабилитации дороги Ош — Баткен — Исфана километр стоит $737,4 тысячи. Это самая низкая стоимость из последних реализуемых проектов. Наивысшая цена по строительству альтернативной дороги Север — Юг (участок Арал — Казарман) — $2 миллиона 935,1 тысячи.
Длина дороги Ош — Баткен — Исфана составляет , а Север — Юг (участок Арал — Казарман, Фаза-2) — . Как видно, протяженность не влияет на стоимость. Необходимо учитывать, в какой местности проходит дорога, сколько полос, предусмотрены ли тоннели и мосты.
С севера на юг строят новую трассу, а дорогу из Оша в Исфану реабилитируют.
Основную долю при строительстве альтернативной дороги Север — Юг занимают земляные работы, а дорожная одежда стоит на втором месте. Дорогостоящими также являются дорожное обустройство и возведение мостов.
Интересно, что «Чайна Роуд энд Бридж» освобождена от уплаты НДС, в то время как «Лонг Хай» выплачивает 12 процентов налога. Проекты «Чайна Роуд энд Бридж» финансирует Эксимбанк Китая, а «Лонг Хай» — правительство Кыргызстана. Именно поэтому один подрядчик освобожден от уплаты налога.
До недавнего времени все транспортные проекты реализовывала «Чайна Роуд энд Бридж». Она же разрабатывала технико-экономическое обоснование строительства кольцевой автодороги вокруг озера Иссык-Куль. Другие компании попросту не могли пробиться к проектам.
Как признаются в Минтрансе, зачастую компанию «Чайна Роуд энд Бридж» номинировала китайская сторона, согласно подписанному соглашению. Как правило, подрядчиками в проектах, финансируемых Эксимбанком Китая, номинируются крупные государственные компании, имеющие международный опыт и пользующиеся поддержкой государства.
В Кыргызстане эта компания прославилась не только строительством дорог. Бывший министр транспорта и дорог Замирбек Айдаров ездил на автомобиле «Лексус 570», зарегистрированном на компанию «Чайна Роуд энд Бридж».
В июле 2015 года между министерством и компанией подписано соглашение о временном использовании автомашины «Лексус LX 570» (госномер 1010BZ) для контроля строительства, реабилитации, ремонта и содержания автомобильных дорог, что требует «значительных поездок».
Также машину использовали для «обеспечения элементарных условий для передвижения по республике, во время рабочих командировок, в значительной степени во время чрезвычайных ситуаций — снежных лавин, камнепадов, оползней, где требовалась автомашина повышенной проходимости».
К слову, контракт неожиданно закончился, как только Замирбека Айдарова предложили отстранить от должности, а глава правительства Сооронбай Жээнбеков приступил к изучению ситуации.
Другой скандал случился с «Лонг Хай» из-за строительства дороги Балыкчи — Корумду стоимостью практически $80 миллионов. Тогда Темир Сариев лишился кресла премьер-министра. Депутатская комиссия нашла ряд нарушений при проведении тендера.
Позже компания перестала платить зарплату работникам, и проект временно остановили. Депутаты даже обвинили Минтранс в намеренном срыве работы подрядчика, чтобы расторгнуть с ним договор и передать проект другой компании.
Несмотря на многочисленные скандалы, подрядчики продолжают строить дороги, потом переделывать, а Минтранс терпит, потому что все работы проводятся в долг.