11:15, 29 апреля 2016, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
За годы независимости кыргызстанцы как истину запомнили слова, что локомотивы экономики страны – горнорудная промышленность и энергетика. Запомнить-то запомнили, а заодно и уяснили, что именно эти отрасли являются синонимом проблем, конфликтов и упадка. И с каждым годом их меньше не становится.
Многострадальный «Алтынкен»
Чуть меньше года назад в Кыргызстане официально запущено производство на золоторудном месторождении Талды-Булак Левобрежный. Его пытались разрабатывать с переменным успехом последние лет 15. Однако довести дело до логического конца удалось лишь в июле 2015 года. Лицензией на разработку месторождения владеет ОсОО «Алтынкен» - совместное кыргызско-китайское предприятие. При этом 60 процентов доли в ОсОО принадлежит горнодобывающей корпорации «Цзыцзинь», а 40 процентов – ОАО «Кыргызалтын».
Но не тут-то было. Рано обрадовались и инвесторы, и чиновники. Уже в феврале 2016 года на руднике начались проблемы. Рабочие устроили забастовку и полностью остановили производство. Причиной послужил приказ руководства о снижении зарплаты на 15 процентов из-за необходимости экономить средства, пока предприятие полностью не запустится. Разбирались в конфликте представители «Кыргызалтына», Горно-металлургического профсоюза и китайского инвестора два дня. В итоге удалось договориться. Рабочим оставили прежнюю зарплату, а китайская компания сменила руководителя.
Накануне журналисты посетили предприятие, чтобы узнать, какова обстановка сейчас. Встречали СМИ представители ГМП. Именно им и пришлось первыми держать ответ, что происходит на «Алтынкене». Они честно признались, что конфликт пока исчерпан. Однако главный вопрос - повышение заработных плат - остается открытым. Как и осталось напряжение. И руководство завода это прекрасно понимает.
«Сейчас у нас все спокойно. Но всегда найдутся те, кто чем-то недоволен. Вы сами поработайте восемь часов в шахте, посмотрим, как будете себя чувствовать. Мы пытаемся объяснить, что, как только завод получит первую прибыль, будет лучше. Пока же нужно немного подождать», - говорит первый заместитель директора ОсОО «Алтынкен» Умар Изабаев.
Первую прибыль завод сможет получить только после запуска золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ). Этот момент каждый раз откладывается. Само оборудование прошло 72-часовые испытания, однако выявили течь на флотационном хвостохранилище. Запуск вновь отложили. Решили полностью заменить мембрану. Сейчас руководство называет 20 мая возможным сроком запуска ЗИФ.
«Если будут плохие погодные условия, то запуск могут вновь отложить. Но это объективная причина. Кроме того, нам пришлось изменить проект. Первоначально предполагалось, что «Алтынкен» будет выпускать только золотые слитки. Однако анализы показали, что в руде есть большое содержание меди. Не можем же мы ее выкидывать. Поэтому решено, что завод будет выпускать медно-золотой концентрат», - отмечает инженер по технике безопасности ЗИФ предприятия Кадырбек Абдыбачаев.
К слову, добыча руды на месторождении идет полным ходом. На сегодня есть около 200 тысяч тонн руды. Этого хватит примерно на пять месяцев работы ЗИФ.
Урановый след
Если рабочие «Алтынкена» требуют повысить им зарплату, то сотрудники Кара-Балтинского горнорудного комбината и на это не могут рассчитывать. В конце февраля комбинат полностью остановился. Людей отправили в отпуска без содержания с сохранением 2/3 зарплаты. Однако финансов предприятия хватит в лучшем случае на 3-4 месяца простоя. Половина срока уже прошла, а ситуация так и не изменилась.
«Там действительно сложная экономическая проблема. Но вопрос в другом – отношении работодателя к сотрудникам. Работодатель там российский. Предприятие входит в структуру «Реновы». Это крупный российский холдинг, который возглавляет олигарх Виктор Вексельберг. Он прославился тем, что выкупил на аукционе яйца Фаберже и вернул России. Получается, что компания пользуется недрами не только России, но и многих стран мира. А когда это становится невыгодным, они просто бросают предприятие, как сейчас в Кара-Балте. С людьми никто не разговаривает. Комбинат градообразующий, когда они его покупали в 2008 году, то понимали, на что идут, брали на себя ответственность. Надо с людьми общаться, посвящать в планы, они могут подсказать, где выход. А с ними диалог не ведут. Для людей вопрос, что будет с предприятием, совершенно не праздный», - говорит координатор программ Центра социально-трудовых прав Эдуард Вахмин.
Ему вторит председатель Центрального комитета ГМП Эльдар Таджибаев. Профсоюз, напомним, в феврале уговорил сотрудников комбината не митинговать. Но проблемы остаются. За два месяца с мертвой точки дело не сдвинулось.
«Мы ведем переговоры с руководством, следим за развитием событий. Там есть несколько вариантов решения проблемы. Например, если курс сома снизится, тогда ввозить для переработки уран станет проще. С другой стороны, Казахстан защищает своих производителей и в первую очередь продает сырье им. Есть и другой вариант – перепрофилирование завода. Также обсуждается вопрос возврата предприятия в собственность государства. Возможно, «Ренова» просто продаст завод», - комментирует ситуацию Эльдар Таджибаев.
Как бы там ни было, на решение проблем нужно время. Сколько потребуется на то, чтобы дать комбинату вторую жизнь, сейчас никто не возьмется предсказывать. Следовательно, КГРК пополнил список проблемных горнорудных предприятий. Кто виноват – инвестор или государство – вопрос риторический.
Кумтор тревоги нашей
Флагман горнорудной промышленности Кыргызстана – месторождение Кумтор. Оно же является главной головной болью правительства и источником политического торга для депутатов. Второй год предприятие работает благодаря специальному решению правительства. Вопрос внесения поправок в Водный кодекс, которыми разрешается деятельность вблизи ледников для стратегически важных для страны производств, до сих пор не решился.
На Кумторе «полег» не один премьер-министр КР. При прошлом главе кабмина Темире Сариеве создали специальную комиссию, которая изучала влияние работы на руднике на состояние ледников Давыдова и Лысый. Комиссия решила, что прямого влияния нет. Ледники все равно бы таяли. Депутаты информацию заслушали, но окончательного решения по поправкам в Водный кодекс так и не приняли. К ним планируют вернуться к середине мая, после очередного визита на предприятие.
Тем временем очередной премьер-министр Темир Сариев покинул пост. Его сменил Сооронбай Жээнбеков. Премьер уже раскритиковал некоторые решения предшественника, отдельные даже отменил. Можно ли в этой ситуации надеяться на солидарность в вопросе Кумтора? Неизвестно. Так же как и неясно, поставит ли кто-то точку в вопросе «Кумтора».
Если брать в расчеты менее крупные месторождения в стране, то и с ними регулярно возникают проблемы. После продажи скандального угольного месторождения Бель-Алма жители так и не перестали митинговать против разработчиков. Каждую весну и осень перманентно жители выступают против разработки второго по запасам золота месторождения Джеруй.
А правительство тем временем планирует в этом году выставить на инвестиционный конкурс буроугольное месторождение Кара-Кече. Похоже, скоро проблем в горнорудной отрасли станет больше.