18:04, 21 июня 2024, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
На днях депутаты Жогорку Кенеша ратифицировали соглашение между правительством КНР, кабинетом министров КР и правительством Узбекистана о сотрудничестве в совместном продвижении проекта железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
Само подписание документа в Пекине политические аналитики и экономические эксперты стран Центральной Азии назвали главным событием первой декады июня, отмечая, что по разным причинам процесс согласования затянулся на 25 лет.
Изначально против выступала Россия.
Аргументируя свое несогласие тем, что Северный коридор через РФ или Средний коридор через Казахстан и страны Кавказа с появлением этой железнодорожной трассы потеряют свое значение.
Но сейчас позиция Москвы изменилась. Сотрудник берлинского научного центра «Карнеги» Темур Умаров высказал 24.kg свои предположения почему. Эксперт напомнил: нынешнее соглашение существует исключительно между тремя государствами, и что касается российского участия, в Кремле понимают, что есть какие-то процессы, неподконтрольные РФ.
«То есть лоббировать или выступать против Россия не может. И строительство железной дороги один из таких. Учитывая то, насколько Москва находится в близких отношениях и с Бишкеком, и с Ташкентом, и Пекином, в данный момент я не думаю, что там есть какие-то жесткие противоречия, не устраивающие Москву. Потом, напомню, Россия сейчас находится в довольно таком невыигрышном положении. Переговорная позиция у нее достаточно низкая. И даже если бы ей не нравились откровенно такого рода проекты, возможности об этом сказать прямо своим партнерам нет. Поскольку предложить, по сути, нечего», — отметил Темур Умаров.
Он добавил: речь идет о Пекине в первую очередь и, конечно же, о Ташкенте.
Узбекистан долго добивался строительства этой железной дороги и не может ждать, пока получит какую-то отмашку от других стран. В том числе от России. Собственно поэтому, мне кажется, изменилась общая конъюнктура в регионе и у Москвы недостаточно весомая переговорная позиция.
Темур Умаров
Напомним, на строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан КР намерена взять кредит у китайских банков. Общая сумма проекта — $4 миллиарда 700 миллионов.