12:00, 30 апреля 2024, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Кыргызстан находится на пике выплат по внешнему долгу. Всего за время независимости (с 1995 по 2023 годы) на погашение государственного долга (внешний и внутренний) потратили 350 миллиардов 451,4 миллиона сомов.
По внешнему долгу республика успела выплатить 170 миллиардов 956,78 миллиона сомов.
Но в ближайшие семь лет на погашение внешних займов потребуется в два раза больше денег, чем за 28 лет до этого.
В Министерстве финансов считают государственный долг устойчивым и опасений с выплатами по нему не видят. Президент Садыр Жапаров также призвал не паниковать по этому поводу и утверждает, что страна сможет полностью рассчитаться со старым долгом до 2035-го.
Самым сложным будет 2027-й, когда на выплаты по внешнему долгу потребуется почти 50 миллиардов сомов. Самыми низкими расходы на его обслуживание будут в 2030 году — 40,7 миллиарда сомов.
Цифры по погашению внешнего долга очень серьезные. Простым людям даже сложно представить такую сумму. Давайте облечем эти деньги в крупные проекты, которые построили или пока планируют реализовать в Кыргызстане.
Общая сумма кредитования по проекту реабилитации альтернативной дороги север — юг составила $698,6 миллиона (около 62 миллиардов сомов по нынешнему курсу).
В Бишкеке в прошлом году открыли туберкулезную больницу для взрослых. Ее полностью оборудовали новой техникой. Сумма проекта — 6,5 миллиона евро (576 миллионов сомов), из которых 5,5 миллиона евро в качестве гранта выделил Германский банк развития, остальные — бюджет Кыргызстана.
Строительство подстанции «Датка — Кемин» обошлось КР в $208 миллионов (18,4 миллиарда сомов).
По итогам 2023-го уровень государственного долга страны, измеряемый в соотношении с ВВП, составил 45,53 процента. В том числе внешний долг — 33,73 процента ВВП, внутренний — 11,8 процента ВВП.
«В прошлом году наблюдалось снижение уровня долга по сравнению с показателями 2022-го. Размер внешнего долга к ВВП составил 33,73 процента и находился в пределах среднего значения последних 13 лет (2010 год — 59,7 процента, 2023-й — 45,53 процента ВВП», — рассказали в Минфине.
С 2011 по 2022 год Кыргызстан подписал кредитных и грантовых соглашений на $8,3 миллиарда. В том числе кредитные средства составили $5,5 миллиарда, грантовые — $2,8 миллиарда.
Деньги в основном шли на бюджетную поддержку, а также в рамках инвестиционных кредитов и грантов.
Больше всего соглашений наша республика подписала в 2013-м ($1 миллиард), 2015-м ($1,1 миллиарда) и 2022-м ($909 миллионов). Больше всего кредитов брали в 2013-2017 годах при президенте Алмазбеке Атамбаеве. С одной стороны кредиты проекты были действительно нужные, важные и большие. Но с другой, если вспомнить количество скандалов и разборок вокруг их реализации, то возникают вопросы: действительно ли нельзя было потратить меньше средств. Вспомним хотя бы историю с модернизацией ТЭЦ. Этот проект до сих пор дает о себе знать, но платить по кредиту надо.
Отказываться от получения займов и грантов страна не планирует. Об этом свидетельствуют данные по уровню государственного долга КР.
По итогам 2023-го госдолг Кыргызстана (внешний и внутренний) составил $6 миллиардов 280,54 миллиона (559 миллиардов 503,58 миллиона сомов). В том числе $4 миллиарда 545,11 миллиона (404 миллиарда 683,78 миллиона сомов) — внешний долг, $1 миллиард 570,88 миллиона (139 миллиардов 866,65 миллиона сомов) — внутренний.
За год долг вырос на $699,24 миллиона, в том числе внешний — на $62,21 миллиона.
В прошлом году республика потратила на обслуживание государственного долга 53 миллиарда 75 миллионов сомов. На выплаты по внешнему пришлась большая часть суммы — 31 миллиард 565,6 миллиона сомов.
В 2020-м внешний долг составил около $5 миллиардов. Эта сумма представляла собой внешний долг, накопленный за 30 лет. Если не считать строительства подстанции «Датка — Кемин», альтернативной дороги север — юг и модернизации ТЭЦ Бишкека, больше значительных проектов за счет кредитов в республике не было.
Но эти три проекта стали проектами, которые не окупят себя и за 40 лет.
Садыр Жапаров
Он пообещал, что впредь такого не повторится. Теперь кредиты будут брать только на самоокупаемые проекты. Таковым президент в том числе считает строительство Камбаратинской ГЭС-1.
«Мы будем брать кредиты на окупаемые проекты. Республиканскую казну и карманы людей это не затронет», — уверен глава государства.
Министерство финансов считает, что государственный долг КР устойчив и имеет умеренный риск долгового кризиса как для внешнего государственного долга, так и для общего.
Прогнозы по внешнему долгу и общему государственному остаются уязвимыми к шокам экспорта и шокам роста реального ВВП.
Минфин Кыргыхстана
«Текущая способность Кыргызстана нести долг оценивается как сильная, и остается некоторое пространство для поглощения шоков, несмотря на вызванный кризисом COVID скачок общего государственного долга до 68 процентов ВВП в 2020 году. Без мер по консолидации государственный долг продолжал бы расти в долгосрочной перспективе. Улучшение управления задолженностью, недопущение нельготного заимствования и улучшение управления государственными инвестициями помогут сократить фискальный и внешний дисбаланс, снизив тем самым долговую уязвимость», — прокомментировали в ведомстве.
Объем внешнего долга Казахстана на 1 января 2024 года составил $162,7 миллиарда. За год он вырос на 1,3 процента, или на $2 миллиарда. Основная часть - долг частного сектора ($133 миллиарда). Государственный внешний долг составил $14 миллиардов.
На 1 января 2021 года внешний долг, привлеченный от имени Узбекистана и под его гарантии, составил $21,1 миллиарда. Это составляет 36,5 процента ВВП республики.
Общий объем внешнего долга Таджикистана на 1 января 2024 года составил $3,2 миллиарда, или 89 процентов от всего госдолга республики. Соотношение внешнего долга к ВВП по итогам 2023 года составило 26,9 процента.