12:00, 22 апреля 2023, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Вести бизнес в Кыргызстане — дело сложное и крайне рискованное. В любой момент правила игры могут измениться. И вместо уважаемого человека, приносящего пользу стране, предприниматель может стать главным врагом.
За последнюю неделю в стране прогремело сразу два громких дела, которые коснулись крупных компаний.
Обе обвинили в нарушении законов и неуплате налогов. Правда, ожидаемой поддержки со стороны кыргызстанцев эти действия не нашли. Люди решили, что власти просто начали новый виток кампании по кустуризации. Проще говоря, бизнес обезжиривают для пополнения казны.
Президент Садыр Жапаров 14 апреля дал интервью агентству «Кабар». Заявления прозвучали сенсационные. Государство конфискует спиртзавод холдинга «Аю». Компания якобы скрывала налоги и занималась контрабандой спирта.
Компанию мы баловали 2,5 года. Просили работать честно, не скрывать налоги, не заниматься подделкой акцизов. Они не послушали.
Садыр Жапаров
«Как и раньше, вместо уплаты миллионных налогов они подделывали акцизы и попались с 12 тысячами поддельных. Задержано 275 тонн контрабандного спирта, стоимость которого составляет более 40 миллионов сомов. Теперь и спиртзавод, и водочный завод конфискованы в соответствии с законом. Их передадут государству. Теперь и спирт, и водку будет производить государство», — сказал президент.
Позже выяснились еще более интересные подробности. Оказалось, что в собственность страны переходит два спиртовых завода — «Аю» и ЗАО «Токмок буллс». До введения госмонополии именно они выпускали этиловый спирт класса «Альфа». Сейчас этого продукта в республике нет. Кроме того, государственным станет ОсОО «Аю», которое выпускает более 130 видов ликеро-водочной продукции.
Оказалось, что это не конфискация, а добровольная передача производства.
Директор Государственного агентства по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции Алмаз Токтогулов рассказал, что президент в интервью говорил о найденных 260 тоннах спирта на заводе «Аю», находящихся в незаконном обороте.
«По закону товары конфискуют. На сегодня руководство завода и Госагентство по управлению государственным имуществом составляют меморандум о добровольной передаче», — отметил Алмаз Токтогулов.
Прошлая неделя началась с сообщений об обыске у крупнейшего дистрибьютора страны — компании Forester. Директора компании Александра Черепова задержали и водворили в ИВС СИЗО ГКНБ.
Предшествовало этому возбуждение уголовного дела о коррупции и задержание десяти налоговиков.
По версии следствия, налоговики в сговоре с представителями бизнеса умышленно занизили суммы налогов, подлежащих уплате по результатам проведенных ими проверок, более чем на 100 миллионов сомов.
Чем закончилась история? Традиционным для страны образом. На следующий день Госкомитет национальной безопасности сообщил, что весь ущерб по делу возмещен. Главу Forester выпустили под домашний арест. Конечно, официально следствие по делу продолжается.
Но прошлые подобные истории говорят, что конечной цели чекисты добились.
Ничего не напоминает? Правильно. Среди последних подобных решений — дело совладельца кафе «Гавайи» и компании «Умут» Джурата Абдуллаева. Его задержали 19 августа 2022 года за незаконное хранение огнестрельного оружия и взрывчатых устройств и заключили в СИЗО до 19 октября. Позже в ГКНБ сообщили о найденных у него наркотиках и тайнике с крупной суммой денег. По итогам рассмотрения дела бизнесмен перечислил в бюджет республики более 800 миллионов сомов и вышел на свободу.
Власти активно заявляют о защите бизнеса и частной собственности. Параллельно пытаются внедрить системы фискализации налогов и развивать государственно-частное партнерство. Все направления движутся крайне плохо.
Отечественный бизнес не торопится выходить из тени и митингует против контрольно-кассовых машин и электронных товарно-транспортных накладных.
Требование властей вести бизнес честно и открыто вроде справедливо. Как и слова о том, что применение тех самых ККМ и ЭТТН покажет реальный оборот денег в стране. Но захочет ли малый и средний бизнес после таких «веселых» историй стать большим? Вряд ли.
То же самое можно сказать и о ГЧП. Крупными проектами в этой сфере республика пока похвастать не может. Конкурс на модернизацию аэропорта «Манас» так и не объявили. Да и инвестор очень хорошо подумает, посмотрит на последние кейсы и, скорее, откажется от вложения средств в республику.
А если добавить сюда рост тарифов не энергоносители, жалобы на необоснованные проверки и давление со стороны криминала, то очевидно — вести бизнес в Кыргызстане рисковое занятие. И получение прибыли оно совсем не гарантирует.
Глава Международного делового совета Аскар Сыдыков отметил, что в Кыргызстане необходимо усиливать защиту частной собственности и инвестиций. Для этого предлагается разработать проект поправок в законодательство страны.
Предлагается установить ответственность госорганов, чиновников по возмещению материального и морального вреда, причиненного в результате необоснованного уголовного преследования. Такое же правило должно действовать при необоснованном задержании, избрании меры пресечения, следственных действиях. Ответственность должна быть и за несвоевременную выдачу разрешительных документов.
МДС предлагает ввести в Кыргызстане уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
«Мы предлагаем провести аналитическую работу и оценить ущерб государству из-за действий правоохранительных, надзорных и судебных органов республики. Причем нужно оценить ущерб от приостановления, сокращения и прекращения деятельности предприятий, сокращения рабочих мест, оттока капитала, инвестиций, снижения притока инвестиций, ухудшения позиций республики в международных рейтингах. По итогам такой работы стоит внести предложения по поправкам в законодательство и улучшению правоприменительной практики, опубликовать данные анализа для общественного обсуждения», — отмечает Аскар Сыдыков.
Кроме того, бизнес считает важным пересмотреть индикаторы работы налоговиков, таможенников, правоохранительных и надзорных органов. Качество работы не должно определяться по размеру возмещенных средств. Приоритет должен быть по количеству созданных новых предприятий (налогоплательщиков) над показателями объема собранных налогов и сборов. Упор стоит делать на прозрачность и простоту администрирования, а не на суммы собранных платежей.
«К слову, в Уголовном кодексе Узбекистана, как оказалось, целых десять статей, так или иначе направленных за защиту частной собственности и экономической деятельности. Аналогичные статьи наши эксперты нашли в законодательстве России и Казахстана. И за это предусмотрена довольно серьезная ответственность», — заключил Аскар Сыдыков.