12:00, 16 февраля 2023, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Власти Кыргызстана постоянно говорят о необходимости привлечь инвестиции в страну и желании сделать республику транзитным хабом. Географическое расположение страны, действительно, позволяет получать выгоду от перевозки грузов.
Но для этого нужна модернизация аэропортовой инфраструктуры. А с этой задачей чиновники никак не могут справиться.
Конкурс на модернизацию международного аэропорта «Манас» должны были объявить почти полгода назад. Но до сих проект государственно-частного партнерства не реализован. Власти пытаются найти инвестора напрямую, но этот вариант тоже не срабатывает.
Передать главную воздушную гавань страны во внешнее управление власти пытаются последние лет восемь. Но каждый раз ждал провал. То скандалы, то сомнительные инвесторы, то смена на политическом олимпе мешали реализовать идею.
Дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки в октябре 2021 года. Власти страны заключили соглашения с Международной финансовой корпорацией (IFC) по подготовке проекта ГЧП.
Она должна была изучить состояние «Манаса» и разработать требования к потенциальному инвестору для модернизации объекта. Главным условием было сделать так, чтобы страна в итоге получила современный аэропорт и прибыль. Проект представили в мае 2022 года. Предполагалось, что в аэропорт в качестве инвестиций привлекут на менее $400 миллионов.
Более того, были уже и потенциальные инвесторы. Компании с мировым именем готовы были представить свои предложения по развитию «Манаса». Дело оставалось за малым: объявить конкурс. Ожидалось, что это произойдет до конца сентября 2022 года. Но на дворе уже середина февраля 2023-го, все так и осталось только на словах. Глава кабинета министров Акылбек Жапаров не торопится подписывать документ о начале конкурса по выбору партнера.
На прошлой неделе прошло очередное заседание Инвестиционного совета под руководством Акылбека Жапарова. Обсуждали в том числе и развитие системы государственно-частного партнерства. Проектов в этой области мало. Уже и закон новый приняли, но желающих реализовывать проекты нет.
Одной из причин может быть отсутствие крупных проектов, реализованных в формате ГЧП. Конкурс на модернизацию аэропорта мог бы стать тем самым примером, на который бы стали ориентироваться крупные игроки рынка.
Исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков попросил кабинет министров не затягивать запуск проектов государственно-частного партнерства.
«Хотел бы отметить проект ГЧП по аэропортам. Конкурс по реконструкции аэропорта «Манас» должны были провести еще летом. Изначально соглашение с IFC было заключено только по этому аэропорту. По нашим данным, они также готовы рассмотреть возможность проведения конкурса по аэропорту «Ош». Хотел бы попросить кабмин не затягивать проекты ГЧП», — сказал Аскар Сыдыков.
В ответ он получил от Акылбека Жапарова обвинения в защите интересов иностранных компаний. Чиновник припомнил Аскару Сыдыкову, что тот выступал против национализации Кумтора.
«Вот вы по Кумтору тоже раньше выступали. А те платили только налоги. Сейчас же Кумтор платит и налоги, и дивиденды, и золото у нас осталось. В настоящее время у Национального банка есть уже порядка 45 тонн золота», — сказал он.
А главной причиной затягивания проектов государственно-частного партнерства Акылбек Жапаров назвал банальную бюрократию. Более того, он заявил о «ручном» управлении проектами ГЧП. Делается это якобы для того, чтобы точно реализовать все идеи до конца.
«Был создан Центр по развитию государственно-частного партнерства, приняты программа государственно-частного партнерства до 2026 года и необходимые подзаконные акты. Однако на практике реализация проектов государственно-частного партнерства требует более ускоренной реализации. Малые проекты в регионах необходимо запускать в упрощенном порядке, а стратегические проекты будут приниматься в особом порядке», — сказал он.
Глава кабмина предложил убрать конкурсы для проектов ГЧП, по которым уже есть потенциальные инвесторы.
Что это значит? Все просто: власти не собираются проводить конкурс ГЧП по модернизации аэропорта «Манас». Они хотят привести в проект инвестора, договорившись с ним напрямую. Первую попытку они уже предприняли летом. Тогда, напомним, планировалось заключить соглашение с турецкой компанией.
Но после поднявшейся шумихи кабмин отказался от сотрудничества. Мотивировано это было тем, что предложение инвестора не соответствовало интересам Кыргызстана.
Кабинет министров по-прежнему считает более эффективным отдать управление крупнейшими аэропортами иностранной компании без конкурса.
Никаких четких и понятных объяснений своей позиции власти не дают. Это вызывает вопросы. На конкурсе у страны был бы выбор: кто представит лучшее предложение и готов вложить больше средств, тот и победит. Кроме того, договор с инвестором по мировым стандартам заключается таким образом, что для него устанавливаются жесткие требования и предусмотрены значительные штрафы.
Насколько реально это сделать при заключении соглашения напрямую, не знает никто. Есть и такой момент. Если мы отказываемся от конкурса и сотрудничества с IFC, то использовать подготовленное ТЭО не можем еще три года. Потенциальный инвестор должен сам его представить, а власти оценить. Судя по тому, что инвесторы пока не найдены, предлагаемые проекты кабмин не устраивают. В итоге ни вложений, ни модернизации, ни развития аэропорта. Но мы продолжаем терять время и возможность стать действительно региональным хабом.