14:00, 28 ноября 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
В этом году подготовка к отопительному сезону наделала много шума. Нехватка угля, дополнительная закупка топлива из Казахстана и импорт электроэнергии.
Добавляют сложностей и заявления Узбекистана о возможном блэкауте.
Правда, сами энергетики весьма оптимистичны. Через два года они обещают не просто отказаться от импорта электроэнергии, но и начать ее экспорт.
Потребность Кыргызстана в угле для отопительного сезона составляет 2 миллиона 543,6 тысячи тонн угля. Потребность в топливе ТЭЦ Бишкека — 1 миллион 50 тысяч тонн угля. Летом все было хорошо, но к началу октября оказалось, что не все так просто.
Выяснилось, что Кыргызстану нужен не только местный, но и импортный уголь.
«В целом запасы угля на ТЭЦ Бишкека на начало отопительного сезона были 270 тысяч тонн. Этого более чем достаточно, чтобы войти в зиму и спокойно проходить ОЗП. Сейчас ежедневно на ТЭЦ привозят от 3 до 7 тысяч тонн угля, среднесуточный расход — 4-5 тысяч тонн», — рассказал 24.kg председатель правления Национального энергохолдинга Талайбек Байгазиев.
Он признал, что есть отставания в поставках угля для столичной теплоэлектроцентрали с Кара-Кече. Глава холдинга связывает это с тем, что «Кыргызкомур» стремился обеспечить сортовым углем население.
Для ТЭЦ Бишкека отгружали 20-50 машин, остальные 200-250 уходили населению.
Сейчас ситуация нормализовалась. Поставки идут в обычном режиме. В Нацэнергохолдинге ожидают, что положенный объем доставят в течение пары месяцев. Кроме того, заключен договор о поставках топлива с месторождения Каражыра (Казахстан). Первый уголь уже прибыл на ТЭЦ.
«Благодаря импорту удастся создать резерв топлива к следующему отопительному сезону», — подчеркнул Талайбек Байгазиев.
Об идее полностью перевести станцию на местные угли энергетики говорят весьма осторожно. Да, это возможно. Но затраты могут оказаться выше, чем импорт из Казахстана.
В июле 2022 года Министерство финансов сообщало, что на встрече с представителями британской энергетической компании Independent Power Corporation обсуждали вопрос перевода ТЭЦ на газ. Идея не новая. Ее озвучивают периодически, как только речь заходит о борьбе со смогом в столице. Сами энергетики проект не поддерживают.
Такой вариант сейчас не рассматриваем. Это слишком накладно для населения столицы.
Глава Нацэнергохолдинга Талайбек Байгазиев
«И второй момент: вопрос обеспечения газом. Годовая потребность — около 78 миллионов кубов газа, она увеличится до 1 миллиарда кубов. Годовое потребление республики — 375 миллионов кубометров. То есть потребность вырастет в три раза. Такой объем потребления надо подкреплять деньгами. Были бы деньги, можно было бы перевести на газ», — отметил он.
В Узбекистане с похолоданием резко выросло потребление газа и электроэнергии. Республика делает все возможное, чтобы стабилизировать ситуацию, но не исключает блэкаута.
Отечественные энергетики успокаивают: поводов для беспокойства у Кыргызстана нет.
Когда в январе этого года произошло полное погашение энергосистемы, каждая станция республики «выделилась» в изолированную работу. И сейчас в работе остаются отдельные энергоузлы. В случае массового отключения для восстановления работы всей системы в нормальном режиме требуется не более часа.
Ситуация в энергосистеме оценивается как стабильная. Воды в Токтогульском водохранилище накоплено на 1,7 миллиарда кубометров больше прошлогоднего уровня. Но Кыргызстан все равно импортирует электроэнергию.
В этот отопительный сезон дефицит электроэнергии оценивается в 2,4 миллиарда киловатт-часов. Его покроют за счет импорта из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.
В рамках договоров по товарообмену годовой объем получаемой электроэнергии составляет 500-550 миллионов киловатт-часов от Узбекистана и Казахстана суммарно. С Казахстаном есть договор о покупке 450 миллионов киловатт-часов. Кроме того, республика дополнительно приобретет еще 200 миллионов киловатт-часов. Импорт из Туркменистана составит 1 миллиард киловатт-часов. При этом энергетики не разглашают данные о цене импорта.
«Это коммерческая тайна. Туркменистан и Узбекистан продают электроэнергию не только нам. Они имеют контрактные отношения и с Афганистаном, и с Ираном. Где-то, возможно, нам они дешевле продают. Это не должно озвучиваться для третьих стран. Есть договор о конфиденциальности, поэтому озвучивать стоимость импорта мы не можем. Но в целом цена приемлема для обеих сторон», — сказала глава Нацэнергохолдинга Талайбек Байгазиев.
Он отметил, что сейчас республика наращивает энергомощности. Делается это, чтобы перестать покупать электроэнергию у соседей.
С компанией «Интер РАО» ведут переговоры о строительстве Чалдоварской тепловой станции на газе до 500 мегаватт. Начата подготовка к строительству Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1,8 тысячи мегаватт. Строится ГЭС «Бала-Саруу» на Кировском водохранилище (25 мегаватт).
Кроме того, выдано более 100 сертификатов на строительство малых ГЭС, которые дадут прирост мощностей в более чем 300 мегаватт.
«За счет модернизации Токтогульская ГЭС добавит мощность в 240 мегаватт. Благодаря строительству второго агрегата Камбараты-2 добавится 150 мегаватт. В ближайшие два года мы уже будем экспортировать электроэнергию», — уверен Талайбек Байгазиев.