12:00, 02 августа 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
В 2021-м цены на топливо били все мыслимые и немыслимые рекорды. Государство и нефтетрейдеры пытались не допустить резких скачков. К концу года обстановку на топливном рынке стабилизировали. Да, цены по-прежнему оставались высокими, но хотя бы перестали расти. Но радость была недолгой. В этом году ситуация повторяется по самому худшему сценарию.
Самое страшное, что дорожает дизельное топливо. Это может внести дополнительный вклад в инфляцию в стране.
Пока чиновники думают, что делать, стоимость дизеля продолжает расти. В затратах на производство почти всех агрокультур ГСМ занимает почти 10 процентов. Вот и посчитайте, как могут вырасти цены, если дизельное топливо подорожало с начала года более чем на 20 процентов.
В июле дизельное топливо в Кыргызстане подорожало на 4,89 сома, или на 7,5 процента. Если в начале месяца солярка в среднем по республике стоила 64,88 сома, то на 29 июля ее цена достигла 69,77 сома. С 15 по 29 июля показатель вырос на 2,41 сома.
Самый дорогой дизель на юге — в Исфане (75,59 сома), Баткене (74,7 сома) и Оше (72,76 сома).
По сравнению с декабрем 2021 года дизельное топливо в Кыргызстане подорожало на 11,87 сома, или на 20,5 процента. Наши подсчеты показывают, что самые большие скачки были в феврале-марте и июле.
По сравнению с июлем прошлого года солярка подорожала почти наполовину — на 21,66 сома. Даже и не верится, что тогда литр дизеля стоил всего 48 сомов. Сейчас о таких расценках фермерам остается только мечтать.
Рост цен на ГСМ не связан с внутренней инфляцией в Кыргызстане или увеличением спроса. Проблема в крепком рубле, мировых ценах и дефиците дизеля у поставщика — России. В РФ сейчас идет ремонт сразу на нескольких нефтеперерабатывающих заводах. Объем выпуска продукции снизился, а вот потребность именно в дизельном топливе растет. Идет уборка урожая.
Отпускная цена на дизельное топливо резко выросла в начале июля — сразу на $300 за тонну. Стоимость солярки продолжает расти.
«Цены не у нас растут, а в России. Стоимость солярки повышается на их внутреннем рынке из-за сезонного дефицита. Соответственно, и у нас рост. Кроме того, сейчас укрепляется рубль. В последнее время мы отошли от доллара и перешли на расчет в рублях. За последнее время он укрепился к сому на 38 процентов. Пересчет стоимости топлива на национальную валюту и вызывает рост цен», — отметил министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев.
При этом чиновники продолжают особо отмечать, что у всех соседей ГСМ еще дороже.
Исключение составляет только Казахстан, где политика государства направлена на поддержание относительно низких цен на ГСМ на внутреннем рынке. Но отечественным фермерам легче не становится. Дизель дорожает с каждым днем. Это повышение заложат в стоимость зерновых.
«Сейчас солярка такая дорогая, что последний укос клевера продают прямо с полей, самовывозом. Самим грузить тюки и продавать их невыгодно. Получается, из-за роста цен на ГСМ фермеры ничего и не зарабатывают. С зерновыми все еще сложнее. Топливо начало дорожать в начале уборки. Сейчас ячмень и пшеницу продают по 25-26 сомов. Но к осени, скорее всего, стоимость будет выше. Надо как-то вернуть вложенные деньги», — рассказывает один из фермеров Чуйской области.
Нефтетрейдеры стараются держать цены и не допускать резких скачков стоимости ГСМ. Но их ресурсов не хватает для создания запасов на длительный срок. Чтобы сдерживать цены, нужен запас топлива хотя бы на 40 дней. В Кыргызстане он не более двух недель.
Весной государство услышало просьбы нефтетрейдеров и выделило им бюджетный кредит для закупки топлива.
«Кредит выделяли с учетом волатильности иностранной валюты и проблем с ликвидностью у компаний, снижением оборотного капитала. Для их поддержки и стабильности на внутреннем рынке ГСМ решили нарастить их оборотный капитал, чтобы они сделали 40-дневный запас», — напомнил министр.
Все деньги пошли на закупку бензина. Такая мера оказалась действенной. В июле Нацстатком зафиксировал небольшое снижение цен на бензин. Они и сейчас остаются стабильными.
Из-за укрепления рубля и перехода российской экономики на расчеты в нацвалюте проблема с запасами возникла вновь.
«Сейчас снова решили поддержать компании для стабильности на внутреннем рынке топлива. Им выделят дополнительный бюджетный кредит на сумму от 1 миллиарда сомов. Заем предоставят на закупку бензина, дизельного топлива и сжиженного газа», — рассказал Данияр Амангельдиев.
Но цены продолжают расти. Понятно, что сразу стабилизировать ситуацию вряд ли удастся. На это нужно время. Но остается открытым вопрос: почему власти озаботились необходимостью поддержать нефтетрейдеров только сейчас, когда цена на дизель подбирается к отметке 70 сомов?
Абсолютно вся специальная и сельскохозяйственная техника использует солярку. Следовательно, расходы на топливо фермеры обязательно включат в стоимость зерна. Это может повлечь дальнейший рост стоимости. Чиновники не могли об этом не знать, но почему-то действовать начали с традиционным опозданием.