Рынок ГСМ. Пока власти рассказывают о низких ценах, топливо исчезает с заправок

14:00, 26 ноября 2021, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА

Ситуация на топливном рынке Кыргызстане остается крайне сложной. Пока чиновники бодро рапортуют о самой низкой цене, автолюбители колесят по заправкам в поисках ГСМ. Проблемы есть даже в столице, не говоря о регионах.

Ситуация может стать только хуже, ведь стабилизировать ее власти собираются нерыночными методами.

Вместо поддержки в стране могут ввести госрегулирование цен на топливо. Это вместо реального улучшения ситуации может привести к тотальному закрытию заправок.

Сомнительно дешевое топливо

Чиновники Кыргызстана словно не видят проблем. Они гордо сообщают, что республика занимает первое место по дешевизне топлива среди импортозависимых стран.

На сегодня дизель в КР на 6,2 сома дешевле, чем в России, и на 4,9 сома дешевле, чем в Казахстане.

Цены на бензины в КР — тоже одни из самых низких. Разница в стоимости бензина марки Аи-92 с Таджикистаном составляет 32 сома, с Узбекистаном — 19,5 сома. Аналогичная ситуация и с Аи-95.

В России применяется демпфирующий механизм, который помогает регулировать топливный рынок. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы. В обратном случае нефтекомпании перечисляют разницу в бюджет. Эксперты отмечают, что это помогает сдержать рост цен на внутреннем рынке.

В Казахстане добывают и перерабатывают нефть на собственных заводах. Это позволяет покрыть потребности республики в бензине. Часть недостающего дизельного топлива (около 30 процентов) страна покрывает за счет импорта, в основном из России.

В Беларуси есть два крупных завода с контрольным государственным пакетом акций. Они полностью покрывают потребность республики в топливе. И производят даже больше — республика экспортирует ГСМ.

Армения импортозависимая страна, как и Кыргызстан. И там цены гораздо выше, чем у нас.

При этом власти Кыргызстана признают, что рост цен на ГСМ — мировой тренд.

«ГСМ являются биржевым товаром. Стоимость топлива зависит от котировок цен на нефть. Если в декабре 2020 года один баррель нефти марки Brent стоил порядка $43-44, то 17 ноября 2021 года стоимость марки Brent составили $80,21», — рассказывают в Министерстве экономики и коммерции. При этом в ведомстве предпочитают не видеть странностей в сегодняшних ценах на топливо и их несоответствие рыночным.

Что происходит на самом деле

Давайте взглянем на ситуацию не с чиновничьей, а с экономической точки зрения. Так, в Ассоциации нефтетрейдеров оценка ситуации на рынке ГСМ сильно отличается от картины властей. Там напомнили, что повышение стоимости цен на нефтепродукты в Кыргызстане связано с подорожанием нефти и ростом цен на ГСМ в странах-экспортерах.

С начала года российские НПЗ увеличили оптово-отпускные цены на бензиновую группу на 142 процента, дизельную — на 86 процентов.

В ассоциации объяснили, почему цены в стране не скачут так же резво, как и оптовые.

«Отечественные нефтетрейдеры в этом году за счет старых запасов сдерживали цены на нефтепродукты. Это и обеспечило минимальный уровень цен на ГСМ в Кыргызстане по сравнению со странами ЕАЭС», — рассказали в АНК.

Но есть и еще один момент, на который стоит обратить внимание. Это заявления властей о ситуации с ГСМ. Вот несколько свежих примеров.

11 ноября директор Агентства антимонопольного регулирования Кенешбай Тайлаков пригрозил нефтетрейдерам штрафами за необоснованный рост ГСМ. Через несколько дней председатель кабинета министров Акылбек Жапаров поручил обеспечить страну топливом. В Министерстве экономики и коммерции заявили, что Госантимонополия «проводит работу по сдерживанию роста цен на ГСМ».

Несоответствие цен и эти факты свидетельствуют о том, что стоимость топлива удерживают искусственно.

В результате с каждым днем ситуация на рынке становится крайне напряженной. На сегодня закрылись почти все мелкие АЗС. Средние продают только определенные виды топлива. В стандартном режиме работают только крупные сети. Но и им приходится тяжело. Спрос на топливо у них вырос почти на треть.

Результат политики властей: очереди на заправках и невозможность купить топливо.

Даже в столице заправиться — уже эпопея. Надо не только найти работающую АЗС, но и успеть купить там топливо. В регионах ситуация еще хуже. Автолюбители уже не выбирают сеть заправок и качество топлива. Что есть, то и покупают. При этом периодически стоят в очередях. Да и цены часто гораздо выше столичных.

Вместо поддержки — госрегулирование

Нефтетрейдеры неоднократно обращали внимание государства на проблемы на рынке. Собственные резервы для сглаживания роста они исчерпали. Остался один вариант — помощь государства.

Еще в октябре кабмин просили ввести временные налоговые послабления.

По мнению участников рынка, обнуление ставок НДС и акциза на импорт топлива позволило если не снизить цены, то хотя бы сдержать их рост. Кроме того, налоговые послабления помогли бы нефтетрейдерам сделать запасы на три месяца и подойти благополучно ко времени, когда ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) выйдет на допандемийные объемы добычи нефти — ориентировочно май 2022 года. К этому времени мировой нефтяной рынок должен стабилизироваться.

Официального ответа на идею бизнеса нет. Лишь однажды по теме высказался глава кабмина Акылбек Жапаров. Отвечая на вопросы депутатов, он заявил о возможных выпадениях из бюджета из-за подобных послаблений.

С тех пор тишина. Из собственных источников 24.kg известно, что выпадения из бюджета от налоговых льгот может составить 2-2,5 миллиарда сомов. Кроме того, власти боятся и резкого роста цен. Освобождение от налогов — мера временная. Когда она перестанет действовать, рост цен может быть катастрофическим.

В итоге вместо поддержки бизнеса правительство хочет ввести государственное регулирование цен на ГСМ.

Соответствующий проект постановления кабмина уже вынесло на общественное обсуждение Министерство экономики и коммерции. Кстати, именно это ведомство по идее должно защищать интересы предпринимателей. В ситуации с топливным рынком все выходит наоборот.

В ведомстве признают, что по закону госрегулирование могут вводить при росте цен на 20 процентов в течение месяца. Но такого нет. В октябре цены на ГСМ выросли на 1,5-4 процента. Но при этом существенный рост отмечен с начала года.

Ведомство собирается применить такую меру для сдерживания роста стоимости ГСМ в период чрезвычайной ситуации в республике.

Это значит, что в течение 90 дней государство будет само устанавливать максимальные розничные цены на бензин и дизель. Идея вроде благая: стабилизировать обстановку. Но вместо пользы она приведет к дополнительным проблемам. Нефтетрейдеров будут заставлять продавать топливо ниже себестоимости. Но они частники, которые выживают сами. Чтобы не терпеть убытки, скорее всего, просто сократят объемы реализации. Или вовсе закроются до лучших времен.

Все это может привести к тому, что в итоге мы получим пустые заправки, а потом и вовсе резкий скачок цен на ГСМ, который больно ударит не только по простым кыргызстанцам, но и многим секторам экономики.