14:00, 01 апреля 2019, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Чуть больше года назад неосторожные высказывания экс-президента Кыргызстана привели к коллапсу на кыргызско-казахской государственной границе. Правительство решало проблему постфактум. Какие потери понесли кыргызстанские предприниматели, знают только они. Чиновники до урегулирования вопроса ограничились лишь моральной поддержкой.
19 марта 2019 года на границе вновь начались задержки с пропуском транспорта из Кыргызстана. Наш кабинет министров сначала подлил масла в огонь, а теперь во главе с премьером по-прежнему молчит.
Обстановка на кыргызско-казахской границе осложнилась 10 октября 2017 года. Казахстан неожиданно усилил контроль. Проходить границу, особенно большегрузному транспорту, стало практически невозможно. Катализатором кризиса стало выступление Алмазбека Атамбаева. На вручении государственных наград он рассказал о навязываемых Кыргызстану казахской властью руководителях.
Я понимаю, почему так хочет нам навязать именно таких руководителей казахская власть, они любят Бакиева. Я до сих пор слышу от официальных лиц Казахстана, что Бакиевы правильно делали, расстреливая людей.
Алмазбек Атамбаев
Экономическая блокада держалась почти два месяца. Не помогли ни переговоры премьер-министра, ни обращения в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Решить проблему смогла лишь личная встреча президентов Сооронбая Жээнбекова и Нурсултана Назарбаева.
Научила ли эта история чему-нибудь чиновников Кыргызстана? Нет.
На прошлой неделе Бишкек встречал многочисленных гостей из России. Состоялся государственный визит в Кыргызстан президента России Владимира Путина. В преддверии события прошла восьмая межрегиональная конференция, на которой вновь прозвучали весьма нелестные высказывания в адрес соседей. Отличился вице-премьер-министр Замирбек Аскаров.
К этому времени уже неделю на границе были сложности с прохождением товаров. 19 марта Нурсултан Назарбаев подал в отставку. С этого дня начался усиленный досмотр грузов. Явление называли временным, поскольку оно было связано со сменой власти в Казахстане. Правительство Кыргызстана вместо реакции на происходящее и переговоров с соседями только усложнило обстановку.
Замирбек Аскаров выступал с речью на открытии конференции. Рядовое событие, которое не несло в себе чего-то примечательного. Да и к Казахстану отношения не имело. Но Замирбек Аскаров решил по-другому. Он воспользовался трибуной, чтобы пожаловаться на проблемы.
«Учитывая, что Россия играет в ЕАЭС ключевую роль, надеюсь на положительное решение этого вопроса. ЕЭК должна ускорить работу по снятию барьеров и лишних ограничений в рамках объединения», — обратился вице-премьер-министр.Из-за действий контролирующих органов отдельных стран союза, протекционной торговой политики и нездоровой конкуренции бизнесу Кыргызстана наносится ущерб.
Замирбек Аскаров
Никаких конкретных названий стран, входящих в ЕАЭС, в выступлении нашего вице-премьера не прозвучало. Но все догадались, о каком государстве говорил чиновник.
Сложности с прохождением отечественных грузов на кыргызско-казахской границе возникают периодически. Но решаются они в течение пары дней. Вернее, решались до очередного критического выступления представителей нашего истеблишмента.
Ждать реакции от соседей долго не пришлось. Уже к 29 марта на пункте пропуска «Ак-Тилек-автодорожный» скопилось около 100 большегрузных автомобилей.
К 1 апреля на контрольно-пропускном пункте «Ак-Тилек-автодорожный» скопилось 223 большегруза.
Казахская сторона тем временем объясняет, что скопление автотранспортных средств на государственной границе Казахстана с Кыргызстаном образовалось в связи с нежеланием перевозчиков проходить досмотр. С 27 марта 2019 года на пункте пропуска «Кара-Суу» на казахско-кыргызской границе досмотрели девять транспортных средств, перевозящих товары китайского и турецкого производства. У всех выявили недостоверные сведения в товаросопроводительных документах.
«В связи с досмотром с 27 марта 40 автотранспортных средств добровольно вернулись в Кыргызстан для корректировки товаросопроводительных документов. В отношении товаров кыргызского производства проводится визуальный осмотр и нарушений нет», — говорится в сообщении Комитета госдоходов Министерства финансов Казахстана.
Пока отечественные предприниматели и грузоперевозчики терпят убытки, правительство отмалчивается. С момента осложнения ситуации на границе прошло почти две недели. Но чиновники кабмина так и не удосужились хоть как-то прокомментировать происходящее.
На сайте кабмина множество сообщений о проведенных встречах и мероприятиях, в том числе и в выходные. Но ни слова о том, как и когда правительство собирается решать проблему на границе.
Всего один простой пример. Отечественный бизнес договорился с российской компанией о совместном строительстве торгово-логистического центра. Стоимость проекта — $60 миллионов. Есть только один риск, связанный с его реализацией, — прохождение грузов через границу.
Если Казахстан будет вводить ограничения на провоз товаров из Кыргызстана, пусть даже транзитом, то реализация проекта под большим вопросом.
Вопрос о том, как решать проблемы на кыргызско-казахской границе, тоже остается открытым. Видимо, договариваться снова придется только на самом высоком уровне. И в этой ситуации как никогда верными можно назвать слова депутата Европарламента Иветы Григуле.
Почему такие прописные истины мы никак не освоим? Кыргызстанскому бизнесу не стоит расслабляться, ему нужно быть готовым к тому, что в любой момент ситуация может в который раз обостриться из-за неумения чиновников быть дипломатами.Соседей мы не выбираем. С ними нужно жить как можно более дружно. Это реальность, с которой нам надо считаться.
Ивета Григуле