02:50
USD 88.02
EUR 95.49
RUB 0.97
Большой тираж

О президентских выборах в Узбекистане рассказывает Today.kz

Today.kz (Казахстан). ВУзбекистане 29 марта состоятся очередные президентские выборы. Ждать ли изменений во внутренней политике Узбекистана? Особенно актуален вопрос, ждать ли изменений во внешней политике, в том числе по отношению к странам-соседям.

 

К нынешним выборам допущены и выдвинули кандидатов в президенты четыре партии. Первая из них - Народно-демократическая партия Узбекистана, за прошедший год она изрядно переродилась и сегодня представляет госструктуру и чиновников. Другая партия - Либерально-демократическая, ее основное ядро составляют предприниматели и средний класс. Именно она выдвинула своим кандидатом в президенты Ислама Каримова. И еще две партии - «Миллий тикланиш» и «Адолат».

 

Мало сомнений, что на выборах победителем, скорее всего, окажется действующий президент Ислам Каримов. Я бы хотел посмотреть на это с точки зрения приложения к практической ситуации в стране и продолжить с точки зрения влияния на страны, окружающие Узбекистан. Ведь по большому счету, если говорить с точки зрения стабильности, Ташкент ответственен не только за себя.

 

Поэтому вопросы преемственности власти и революционности изменений в политике Узбекистана касаются не только его. Избранная тактика эволюционного пути по переходу к парламентской форме правления очень важна. Думаю, что после выборов будет продолжение этой линии.

 

Когда со стороны смотрят на внешнюю политику Узбекистана, существует расхожее мнение, что он очень часто резко меняет внешний политический курс. То сближается, скажем, с Россией, со странами постсоветского пространства, то резко ориентируется на западные страны, начиная сотрудничать с НАТО и США, потом снова зигзаги. Я бы сказал, что политика Узбекистана чрезвычайно прагматична. Он и во внешней политике делает то, что в данный период времени выгодно для страны.

 

Например, два года назад Узбекистан приостановил членство в ОДКБ. Это дало очень многим наблюдателям повод говорить о несколько прозападном курсе Узбекистана, о смене внешней политической ориентации. Хотя при этом мало афишируется то обстоятельство, что за эти годы выросло и приобрело совершенно новое качество военное и военно-техническое сотрудничество, сотрудничество по линии спецслужб между Ташкентом и Москвой, между Ташкентом и Астаной по линии таких тематик, как терроризм, религиозный экстремизм. Обмен информацией происходит с такой интенсивностью, какой не существует в рамках стран, остающихся в ОДКБ.

 

Казахстан является для Узбекистана важным внешним политическим и экономическим партнером. Визит Ислама Каримова в Астану это только подтвердил. То же можно сказать о российско-узбекских отношениях. Вслед за визитом Ислама Каримова в Астану последовал визит Владимира Путина в Ташкент. Узбекистан предложил России огромный пакет для инвестирования в газовую отрасль - целый ряд месторождений на очень солидные суммы. Проработана программа по расширению поставок сельхозпродукции из Узбекистана в Россию, что очень важно в условиях сегодняшних санкций.

 

Существует много направлений, которые развиваются и будут развиваться. Это не мешает Узбекистану в определенных вопросах сотрудничать и с НАТО, европейскими странами, США. Достаточно активно развивается сотрудничество с Китаем.

 

Политику Узбекистана можно назвать многовекторной. Ситуация в мире меняется, пространство многовекторности для многих стран начинает сокращаться. Но пока Казахстан и Узбекистан могут себе это позволить.

 

Возвращаясь к вопросу о внутренней политике Узбекистана и возможных изменениях, можно отметить такой момент, что Узбекистан - чрезвычайно сложная страна по ряду позиций. Есть определенная разрозненность по регионам, противоречия между ними. Притом что социальные страты и региональные, которые сегодня принято иногда называть оппозицией, не являются легитимными. Это подпольная, скрытая оппозиция либо базирующаяся за рубежом, это, как правило, группы и силы, имеющие очень высокий потенциал, связанный с религией, это группа, сориентированная на экстремистские и во многом террористические методы деятельности.

 

Узбекистану не нужны революции. Важна эволюция, на которую нацелилось руководство страны, которая также влияет и на соседние страны. Поэтому в Астане, Ашхабаде, Душанбе, Бишкеке, Москве и, наверное, в Пекине должны быть готовыми к тому, что придется иметь дело с прежним руководством и его прежними стратегическими позициями. Для всех соседних стран это скорее позитив.

 

http://today.kz/news/news/2015-02-05/604219-prezidentskie-vybory-uzbekistana/

Бизнес