«Независимая газета» (Россия). Ашхабад в ноябре введет в строй первую очередь Азиатского международного железнодорожного коридора Туркменистан – Афганистан – Таджикистан (ТАТ). Он, как сказал президент Гурбангулы Бердымухамедов, «свяжет в будущем Азию и Европу».
Проект может в будущем изменить геополитическую ситуацию в регионе и создать определенные сложности России. Но сегодня эта туркменская железная дорога в никуда – ни Кабул, ни Душанбе к строительству своих участков и не приступали.
Речь о строительстве участка Атамырат – Имамназар (Туркмения) – Акина (Афганистан). Завершить строительно-монтажные работы на 85-километровой линии намечено в первой декаде ноября 2016 года. Общая протяженность стальной трассы –
Строительство железной дороги ТАТ началось в июле 2013 года. Тогда говорилось, что транспортный коридор через территории Туркменистана, Афганистана – через Мазари Шариф, Кундуз и через КПП «Шерхон Бандар» на границе Таджикистана – дойдет до района Джаллолидина Балхи в Хатлонской области Таджикистана и далее выйдет через Киргизию на разветвленную железнодорожную сеть Китая и потом – на государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако ухудшение ситуации в Афганистане тормозит реализацию проекта. С прошлого года северные регионы страны то и дело подвергаются атакам отрядов «Талибан». Азиатский банк развития, который финансировал строительство афганского участка дороги, объявил, что из-за ухудшения обстановки приостанавливает участие в проекте.
Не торопится с реализацией и Таджикистан. В прошлом году приступили к поиску финансирования для исследования местности, по которой пройдет дорога. Потом возникли некие противоречия по подписанному с Афганистаном протоколу о проекте. Министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода сообщил, что «протокол подписан еще в 2014 году, после чего был направлен на рассмотрение правительства Туркменистана».
Противоречие, по словам министра, заключается в несогласовании маршрута по Афганистану. «Были предложены два маршрута. Короткий предложил Таджикистан –
При этом таджикские власти заявляют, что данная трасса будет сдана в эксплуатацию в 2018 году. Таджикский участок составит
Между тем эксперты считают, что ни о каком Азиатском международном железнодорожном транспортном коридоре на данном этапе речи не может и быть. «Никаких железнодорожных перевозок ни через Киргизию в Китай, ни через Туркменистан в Афганистан и далее в Иран в ближайшее время не будет. Радикально различается геоэкономическая привлекательность стран как для глобальных игроков, так и для региональных. Плюс политическая нецелесообразность для евразийских союзников, которые являются важнейшими экономическими игроками в регионе. А укрепление экономических связей с южными соседями так или иначе ведет к ослаблению связей с северными соседями», – сказал руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.