11:30
USD 88.68
EUR 95.00
RUB 0.95
Спорт

Мурат Саралинов: Спортивным деятелям Кыргызстана надо объединиться ради выхода из кризиса

Олимпийские игры завершились более месяца назад, однако пересуды о причинах неудачного выступления кыргызстанцев продолжаются до сих пор. Регулярно проходят пресс-конференции возмущенных деятелей спорта, желающих найти виновных в кризисе и призвать их к ответу. Глава Госагентства физической культуры и спорта Байгазы Кенжебаев также выступил с ответной пресс-конференцией и постарался доказать, что спортивное ведомство ведет определенную работу. Готов держать удар и президент Национального олимпийского комитета (НОК) Мурат Саралинов. Сегодня он является собеседником ИА «24.kg» и отвечает на актуальные вопросы.

Эхо Лондона

- Выступление наших олимпийцев в Лондоне подверглось резкой критике. Какую оценку можно дать ему спустя некоторое время?

- Откровенно говоря, выступление провальное. Однако при оценке перспектив наших спортсменов нужно учитывать несколько факторов. Я побывал практически на всех предолимпийских турнирах, где кыргызстанцы завоевали лицензии. Больше всего меня впечатлили борцы Арсен Эралиев и Магомед Мусаев, на которых я и делал ставку. Но есть такое понятие, как фортуна. Эралиеву не повезло со жребием - в противники сразу достался пятикратный чемпион мира из Ирана, у которого было множество титулов, кроме олимпийского «золота». Он поставил себе цель и добился ее. При этом Эралиев стал единственным борцом по ходу турнира, кто сумел выиграть у иранца хотя бы один раунд. Хоть и сломал себе при этом палец.

Магомед Мусаев, как и ожидалось, выглядел неплохо, однако в решающем поединке вместо того, чтобы «добить» травмированного противника, проявил джентльменские качества, пожалел его и уступил.

Отмечу, что из 14 олимпийских лицензий, которые были у кыргызстанцев, только 8 завоеваны на турнирах. Остальные получены благодаря ходатайствам НОК и федераций. Чудес на соревнованиях такого уровня не бывает, и на успех этих атлетов мы не надеялись. Чтобы рассчитывать на олимпийскую медаль, надо в течение двух-трех лет до начала Игр стабильно быть в пятерке сильнейших на планете.

На лондонской Олимпиаде было 206 стран-участниц, 139 из которых, в том числе Кыргызстан, не выиграли ни одной медали. Но никто из этого трагедии не делает. Государства отправили своих лучших сыновей, и те выступили, как могли. Позитив можно найти во всем. Пловец Дмитрий Александров, например, пусть и пришел в числе последних, установил рекорд Кыргызстана. В свободное от состязаний время наши спортсмены ходили на мюзиклы и в музей мадам Тюссо, познавая английскую культуру. Встречались с кыргызской диаспорой. Много контактов нашли тренеры.

- Был разговор, что члены НОК КР ездили на игры под видом тренеров в ущерб спортивной делегации.

- НОК КР - это филиал Международного олимпийского комитета (МОК). Во время проведения Азиатских или Олимпийских игр наши сотрудники становятся работниками МОК. При этом в олимпийской деревне могут жить только две категории лиц: спортсмены и тренеры. Кое-кто сделал снимок нашего сотрудника и преподнес его как сенсацию. 

- Известно, что некоторые кыргызские олимпийцы приезжали на соревнования незадолго до их начала, а после окончания уезжали, хотя могли жить в олимпийской деревне все две недели. На их места заезжали чиновники и руководители федераций...

- Чтобы не перегореть до старта, не сломаться от обилия соблазнов в незнакомой стране, спортсмены прибывали на состязания накануне, а через несколько дней после выступления ехали обратно. Такая практика существовала во многих сборных. Никто никого из Лондона не выгонял.

Отъезд некоторых спортсменов дал возможность пригласить на освободившиеся места отличившихся спортивных деятелей. Например, главу Федерации греко-римской борьбы Арзыбека Кожошева, ребята которого уже 6 лет стабильно показывают отличные результаты. Или президента Федерации парусного спорта Владимира Кирика, активно развивающего свой вид в стране.

На общественных началах

- Национальный олимпийский комитет в последнее время часто критикуют, обвиняя в кризисе кыргызского спорта. Заслуженно ли?

- Когда мы вернулись с Олимпиады-2008, на которой два кыргызстанца завоевали медали, о нас никто не вспоминал. А сегодня начали огульно хаять. Не надо искать крайнего. Спортивной общественности надо объединиться и делать выводы. Зачастую нас критикуют от незнания наших функций. А они у НОК представительские. Мы независимы и работаем по законам международных общественных организаций. Финансирование получаем от МОК: около $60 тысяч в год, которые идут на зарплату четырем сотрудникам, командировочные и содержание офиса. В остальном мы, как и любая общественная организация, должны писать проекты и лоббировать их. На реализацию одобренных проектов получаем $5-10 тысяч. Основной проект - стипендии олимпийцам, по которому нам выделяется 6,5 миллиона сомов. Средства выдаются МОК за 1,5-2 года до начала Олимпиады десяти ведущим спортсменам КР.

Мы не определяем политику спорта в стране, для чего специально разграничили функции НОК и спортивного ведомства. Мы пропагандируем олимпийские ценности. Наша основная задача - организация поездок спортсменов на Олимпийские и Азиатские зимние и летние игры.

Былое и думы

- На какие виды спорта надо обратить особое внимание в следующем олимпийском цикле и что сделать, чтобы результаты наших спортсменов были лучше?

- С 1996 года, когда Кыргызстан впервые стал участвовать в Олимпийских играх как самостоятельное государство, число завоеванных лицензий стремительно падает. И если в дальнейшем отношение к физической культуре и спорту высших достижений в стране не изменится, то на Играх-2016 ситуация будет еще хуже, чем в Лондоне.

Пора сделать глубокий анализ проблем кыргызского спорта. Уповать на то, что нет денег? Но в предыдущем олимпийском цикле некоторые ведущие атлеты страны получали по 100 тысяч сомов в месяц, а лицензии взять не смогли. С инфраструктурой тоже не все так просто. Спортзалы и стадионы на периферии есть, однако пустуют.

Многие страны пошли легким путем - берут сильных легионеров из других государств. У нас решили сделать так: выделять средства на развитие тем федерациям, которые сумеют себя проявить. Борцы греко-римского стиля, например, регулярно выигрывают медали на азиатском и мировом уровне, и им оказывается государственная поддержка. В масштабах страны хорошо работают федерации борьбы, таэквондо WTF, футбола. Подтянулись дзюдоисты. 

При этом членами НОК являются 47 спортивных федераций, многие из которых присутствуют лишь номинально. Велоспорт, например, у нас связан только с именем Евгения Ваккера, живущего и тренирующегося за границей. Ни одной секции в городе нет, как нет и ни одного представителя федерации в регионах. Это не дело.

- Как заявить о себе представителям командных видов спорта, ведь они даже не могут найти денег на выезд на континентальные старты?!

- Стабильный бюджет спортивного ведомства страны в среднем составляет 200 миллионов сомов (около $4 миллионов). Из них часть уходит на содержание его аппарата, и на спорт в итоге остается около $2 миллионов в год. Столько в России тратят на содержание двух олимпийцев. В Иране только для Федерации вольной борьбы выделяется $60 миллионов в год и определены приоритетные виды: тяжелая атлетика, борьба и футбол. В Кыргызстане тоже нужно выяснить, какие виды спорта вытягивать на мировой уровень, а какие поддерживать на уровне существования. На те средства, которые выделяются государством, развивать командные виды спорта невозможно.

Спорт - общее дело

- Одним из выходов из ситуации мне видится привлечение спонсоров в спорт, как это происходит во всем цивилизованном мире...

- Действительно. Дефицит бюджета в стране составляет около 20 миллиардов сомов, и в ближайшее время увеличить траты на спорт не получится. Знаю многих представителей федераций, которые ходят по компаниям и просят разовую спонсорскую помощь. И им выделяют! При этом никакой учет не ведется.

Я хочу предложить руководству страны опыт зарубежных стран в качестве своеобразного социального проекта. Нужно официально закрепить за ведущими компаниями Кыргызстана определенные виды спорта. Для маленькой республики будет достаточно взять 5 ведущих компаний и 5 ведущих спортивных федераций. В каждом виде есть всего 2-3 высококлассных спортсмена, поддерживать которых для серьезной организации - не проблема. А те взамен будут рекламировать компанию. Уверен, эффект будет виден уже на Азиатских играх 2014 года.

В стране за 21 год независимости сменилось 23 премьер-министра, и в спортивном ведомстве страны практически каждый год меняется руководитель. Не успеет человек вникнуть в ситуацию, а его уже снимают с должности. Возможностью выхода из кризиса может стать создание координационного совета по вопросам спорта, который бы возглавил президент страны. Я даже готов предложить ему пост главы НОК по успешному опыту Беларуси или Азербайджана.

Еще один вариант - внедрение спортивной идеологии в стране. Нужно вести в регионах грамотную селекцию, а лучших воспитанников, число которых должно достичь 500-600 человек, собирать в спортивном интернате и с малых лет готовить к участию в Олимпийских играх. Если позволит бюджет, такой же интернат надо открыть на юге республики. Уже вторую Олимпиаду подряд в составе сборной КР нет ни одного выходца из южных регионов, хотя именно там живет большая часть населения страны. В итоге 10-15 олимпийских лицензий наши спортсмены будут стабильно завоевывать, а это нормальный показатель для государства с 5-миллионным населением. Одновременно удастся сделать вклад в оздоровление нации и попытаться через спорт объединить регионы.  

- Согласитесь, что Кыргызстану будет очень непросто развивать спорт, не имея современных спортивных площадок. 

- Этот вопрос при каждом удобном случае я поднимаю еще со времен президента Акаева. Даже в столице нет ни одного Дворца спорта, который бы отвечал международным стандартам. Недавно у нас прошел чемпионат Азии среди кадетов по борьбе, который нам доверили через последнее «не могу». Больше такого не будет. Но ведь наши спортсмены не могут постоянно выступать на чужой территории. К нам тоже должны приезжать атлеты высокого уровня из зарубежья.

Новый спортивный объект на 5 тысяч зрителей можно будет использовать более чем для 40 видов спорта. Он будет окупаемым. В свободное от состязаний время там смогут проходить шоу и концерты. Стоимость объекта может составить до $50 миллионов, а возведением должно заняться государство. Можно разделить бюджет строительства на 3 года, и страна это потянет. Не надо забывать и про государственно-частное партнерство. Начнется строительство, и, наверняка, найдутся инвесторы. Недавно у меня был разговор с Алмазбеком Атамбаевым, который пообещал начать строительство нового Дворца спорта в столице. Будем ждать.

Бизнес