02:15
USD 87.86
EUR 93.94
RUB 1.00
Репортажи

Научная борьба с пылью

В Кыргызстане проблема экологии многогранна. Это не только защита окружающей среды, но и политический жупел отдельных деятелей, любящих делать себе имя на запугивании сельчан. Например, много лет в обществе муссируется вопрос негативного влияния пыли от проезжающих по Барскаунскому ущелью автомашин, в том числе компании «Кумтор», на его экосистему и ледники хребта Ала-Тоо.

alt

До сих пор нет научно подтвержденных фактов негативного влияния пыли на окружающую среду, в том числе на ледники. Поэтому «Кумтор» решил серьезно заняться данным вопросом, чтобы точно выяснить вред от пыли, если таковой есть. Компания начала мониторинг запыленности дороги от начала Барскаунского ущелья до рудника. Это около 90 километров.

Повернув с трассы Балыкчи - Каракол в сторону ущелья, выезжаем на гравийную дорогу. То ли от прошедших накануне ливней, то ли по другой причине, но удивило непривычное для наших дорог отсутствие «пыли столбом». Интересуюсь у представителей горнорудной компании: «Вроде и пыли особой-то нет, зачем проводить такие исследования?»

«Пыль есть, просто специальная машина постоянно поливает дорогу», - сообщили представители компании.

Оказалось, что как только на дороге поднимается уровень пыли, автоцистерна с водой начинает ее поливать.

Как рассказал директор по устойчивому развитию компании «Кумтор Голд Компани» Дуглас Гриер, цель проводимой работы - получить научно подтвержденные данные об уровне влияния пыли на окружающую среду, и по их результатам принимать меры.

alt

По словам представителя компании, они даже пригласили из-за рубежа эксперта по вопросам экологии, который и будет проводить мониторинг.

В работе задействуют два специальных агрегата. Один прибор будет фиксировать количество проезжающих по трассе машин. Аппарат устроен так, что фиксирует не только авто, но и его габариты. Это, по словам специалистов, необходимо для определения уровня запыления от каждой машины. А вот 40 устройств, которые установят вдоль трассы, будут делать забор пыли. Таким образом, через год компания получит научно обоснованные данные об уровне запыленности и ее влиянию на окружающую среду. Для обеспечения объективности работ «Кумтор» привлек к исследованиям местную экологическую организацию.

Так как трасса проходит через красивейшее Барскаунское ущелье с потрясающим водопадом, здесь много и туристов. Так что пылят не только авто горнорудной компании, но и частных лиц. 

alt

На вопрос журналистов, насколько актуальна проблема пыли, представитель экологической организации Дмитрий Ветошкин отметил, что проблема не в самой пыли, а в ее количестве. «Чтобы выработать конкретные рекомендации по противодействию запыленности, и проводится работа по определению ее влияния на окружающую среду», - сказал эколог.

Как пояснил Дмитрий Ветошкин, по окончании работ будут определены участки, где необходимо принимать заградительные меры для максимального уменьшения пыли: постоянный полив дороги, асфальтирование, озеленение обочин.

По словам местных экологов, для обеспечения прозрачности исследований будут привлекаться представители местного сообщества.

alt

Таким образом, горнорудная компания может расставить все точки над i в давно поднимаемом вопросе, на котором спекулируют некоторые деятели от политики.

Бизнес