Когда последний раз вы проверяли срок годности продукта при покупке? Не помните? А зря! Продавцы нередко продвигают просроченный, а то и вовсе неизвестного происхождения товар. В этом сегодня убедились члены комиссии в составе представителей антимонопольного органа и инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Проверяющие направились в магазины сети «7 дней» и «Народный» и проинспектировали продуктовые ряды.
В «семерке» под подозрение сразу попал одиноко лежащий сэндвич известной торговой марки.
- Мне кажется, этикетку переклеили. Давайте сдадим его в лабораторию! - предлагает специалист отдела по защите прав потребителей Зарина Калмуратова.
Однако закупочный акт подтвердил дату изготовления сэндвича. Всего накануне в магазин поступил 21 бутерброд, и к нашему визиту остался всего один.
А вот к готовым мантам претензий оказалось больше. На продукте под пищевой пленкой не было информации ни об изготовителе, ни о составе продукта. Только штрих-код, на нем же указан и срок годности, написанный шариковой ручкой.
- Вы можете определить, с чем этот рулет - с тыквой, картошкой или мясом? - интересуется Зарина Калмуратова. - Тут тоже ничего не написано. По внешнему виду сказать что-то сложно. Придется бежать к продавцу, уточнять. А если и он перепутает? Поэтому должен быть указан точный состав изделия. А вдруг у кого-то аллергия на какой-то продукт? Некоторые считают, что это капризы. Но это не так. Мы ведь платим свои деньги и должны знать, за что. Однако народ привык закрывать на все глаза.
Чаще всего, по словам специалиста, в жаркое время года претензии от клиентов поступают в адрес скоропортящихся продовольственных товаров.
- Бывает и так: люди проверяют сроки годности, и вроде все соответствует, но при употреблении выясняется, что продукт испорчен, - рассказывает Зарина Калмуратова. - Буквально вчера к нам поступила жалоба о том, что купленный сэндвич негоден к употреблению. Хотя с датой было все в порядке. Чтобы защитить свои права, потребитель должен сохранить чек, доказывающий покупку в том или ином месте. У нас же их часто просто выбрасывают. В таком случае магазину трудно что-то предъявить. Администрация вправе даже не впустить нас. Это частная собственность, и без оснований врываться сюда с проверками мы не можем - нарушение прав предпринимателей.
- На что еще жалуются покупатели?
- На сотовые телефоны, которые приходят из-за границы, и информация представлена только на иностранном языке. Много претензий возникает и в отношении одежды, купленной на рынке.
- Но ведь там, как правило, чеков не предоставляют? - интересуюсь.
- В таких случаях достаточно заявления от потребителя. Мы объясняем права и обязанности сторон, и продавцы зачастую идут навстречу клиенту, - поясняет Зарина Калмуратова. - Кроме того, у нас много частных цехов по производству мебели. Иногда она приходит в негодность уже через несколько месяцев: ломается корпус, а в матрасах проседают пружины. Тогда мы отправляем продукцию на экспертизу в Торгово-промышленную палату. Если результат в пользу потребителя, продавцы обязаны оплатить все расходы, связанные с проведением экспертизы. Много заявлений по химчисткам. Но зачастую их вины в порче одежды нет: изготовитель зачастую представляет неверную информацию.
- Вот этот товар с иностранной маркировкой также противоречит Закону КР «О защите прав потребителей», - подключаются к беседе другие проверяющие. - На нем должна быть информация об изготовителе, о составе продукта, об условиях хранения, изготовления. Продавец должен предоставить потребителю полную и достоверную информацию. Чтобы клиент мог выбрать тот или иной товар. А информации на государственном или официальном языке нет.
- Будем писать уведомление или предписание на устранение нарушений изготовителю, поставщику и реализатору продукта, - предупреждает главный специалист антимонопольного комитета Таалай Кенжешев.
Уточняется, что согласно законодательству, обман потребителя, в том числе обвешивание и обсчет, влечет наложение на граждан административного штрафа в размере 5-15, а на должностных лиц - от 10 до 30 расчетных показателей. Размер одного показателя составляет 100 сомов.
- Почти 95 процентов жалоб потребителей мы удовлетворяем. Заявители требуют заменить товар, но чаще - вернуть деньги. А моральный ущерб взыскивают только в судебном порядке, - добавляет Зарина Калмуратова.
...В одном из магазинов сети «7 дней» споры вызвала баночка сметаны. После подсчетов стороны пришли к единому мнению: срок годности заканчивается сегодня. Если за день ее не продадут, администратор пообещала снять с реализации.
А вот кетчуп оказался просроченным еще с 19 июня.
- Его необходимо снять с продажи и утилизировать, - распорядился старший инспектор Бишкекской инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Зарылбек Абдылдаев.
- А какая-нибудь ответственность за торговлю просроченным продуктом предусмотрена? - уточняю.
- Чтобы наложить штраф, мы должны прийти с предписанием на проверку. А сейчас его нет. Комиссия просто выехала с мониторингом.
- То есть никакого наказания они не понесут?
- Сейчас нет, - коротко отвечает он.
Кстати, комиссия ушла, а кетчуп с прилавка при нас так никто и не убрал. Поэтому мы решили в очередной раз предупредить наших читателей: если не хотите оказаться в палате инфекционной больницы, обязательно проверяйте сроки годности покупаемого товара и не стесняйтесь требовать сертификаты качества!