09:26
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96
Репортажи

Крутое пике

Накануне на летном поле войсковой части №23565 («Фрунзе-1») отметили День военной авиации Кыргызстана. Занятно, что неделей ранее на базе «Кант» прошло торжество по случаю векового юбилея Военно-воздушных сил России. Корреспондент ИА «24.kg» получил возможность сравнить масштаб празднования и мощности ВВС двух стран.

Так совпало, что день рождения военной авиации КР (18 августа 1992 года) пришелся на ту же дату, когда была образована войсковая часть №23565, только с разницей в 33 года. Двойной праздник приятен вдвойне.

Военнослужащие выстроились на плацу в предвкушении вечерних торжеств. Но сначала прозвучало поздравление начальства.

- Это летное поле известно не только в Кыргызстане, но и далеко за его пределами! - сообщил командующий Силами воздушной обороны Вооруженных сил КР Эркин Осмонов. - Россия 12 августа отметила столетие своих ВВС. Это наш общий праздник, так как основной этап развития Военно-воздушных сил пришелся на советское время. В годы независимости наши военные летчики внесли посильный вклад в обеспечение безопасности Родины, и во время баткенских событий доказали скептикам, что кыргызская авиация жива и боеспособна. Спасибо ветеранам, что передают опыт молодому поколению!

По ходу дела нескольким офицерам и рядовым присвоили очередные воинские звания и объявили благодарность. Собравшиеся уверились: в наших ВВС не баклуши бьют, а трудятся что есть мочи. Иначе благодарить было бы не за что.

Выступили и россияне, в числе которых был командующий 999-й авиационной базой «Кант» Игорь Мордовкин.

- Военнослужащие кыргызских ВВС успешно продолжают былые традиции. Небо республики защищают отважные люди, настоящие профессионалы своего дела, - похвалил он. - Я надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество с коллегами из Кыргызстана.

Несколько ветеранов, знававших и лучшие времена, слушали с воодушевлением. Сегодня без помощи россиян возродить авиацию нам будет ох как непросто! Речь держал ветеран запаса Леонид Туркин.

- Нам, ветеранам, есть чем гордиться! - сказал он. - Эта воинская часть прошла славный путь. Надеемся, что летный состав будет совершенствовать свои боевые навыки и тактическую выучку, продолжая стоять на страже нашего неба.

alt

От мэрии Канта служивым вручили картину с изображением коня. Я не разглядел, был это Пегас или нет. В любом случае, в Кыргызстане в последнее время конь - это символ благополучия и высокого полета его хозяина.

Потом началось дефиле военного оркестра. Пританцовывая, служивые исполнили «Бессаме мучо» и еще несколько озорных и, казалось бы, нехарактерных для военной службы композиций. Приунывшая после откровенно формальных речей публика оживилась. А спецназовцы «Пантеры» поразили всех навыками рукопашного боя.

alt

Заприметил одну молоденькую девушку из патриотического центра «Родина», покорившую зрителей дюжими военными навыками. Только хотел познакомиться и предложить интервью, глядь - а она нож достала и лихо с ним упражняется. Кухонный? Нет. С ней лучше не шутить.

Пока россияне разрабатывают истребитель нового поколения Т-50, а янки совершенствуют F-22 Raptor, наши армейцы продолжают использовать старые добрые транспортные «кукурузники» Ан-2, начавшие производиться в 1947 году. Российские гости с авиабазы в Канте, образно говоря, очарованы. Таких «динозавров» авиации они, наверно, даже в лицеях не встречали. По неофициальным данным, за всю историю эксплуатации Ан-2 в мире потеряно 402 самолета. Погибли 375 человек. А нашим все нипочем, летают, как и 40 лет назад. Журналистам предложили на них прокатиться, но я малодушно отказался.

Сколько у нас военных самолетов и вертолетов - секрет. Не говорят офицеры ни в какую. Я насчитал на летном поле с десяток Ан-2, Ми-24 и Ми8-МТВ-1. Некоторые, правда, давно не работают.

Когда-то отечественные военные учебные заведения готовили будущих лидеров стран Ближнего Востока. Куда все подевалось?

- Наших летчиков готовят вузы России и Казахстана, - сообщил Эркин Осмонов журналистам. - Ведем переговоры с РФ, чтобы провести совместные учения на территории кантского аэродрома. Кроме того, у нас есть концепция развития отечественной авиации, которую планируем закончить к сентябрю и представить к утверждению командования. Она состоит из двух этапов: сначала починить имеющуюся авиатехнику, а до 2022 года закупить новую.

Началось авиашоу. Вертолет МИ-24 полетал боком, задом, сильно наклонившись вперед, и очень низко. Екнуло сердечко, когда он совершал очередное крутое пике. А ну как рухнет? Но у наших опытных летчиков все под полным контролем!

Опасно, но чертовски зрелищно.

alt

У военнослужащих праздник, кое-кто с утра уже хорошенько отметил, но у парашютистов - работа. Спрыгнули с Ан-2 и кружат в небесах, радуя многочисленную публику. Глядя на новых кумиров, ребятишки ликуют. В армию захотели! Интересно, сохранят ли сие рвение до 18 лет?

Самолеты Ан-2 тоже показали кое-какие элементы высшего пилотажа. Не «Русские Витязи», конечно, но все же кое-что! Россияне вот в Канте вообще никакого авиашоу не приготовили.

Кадровых проблем у кыргызской авиации, похоже, нет. Но материальные проблемы очевидны. Однако наши военные не унывают. Если придется, будут использовать старую технику - все ради защиты Отечества.  

Бизнес