06:48
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Политика

Мышиная возня

Четыре тенденции, которые могут потрясти Кыргызстан


Расстановка сил на политической карте республики и, соответственно, социально-экономическая ситуация в нынешнем году могут измениться в корне. Следующие двенадцать месяцев, которые будут прожиты под знаком Мыши, обещают стране череду значимых и, возможно, далеко не приятных перемен.


Появление кыргызбаши


2007 год стал временем реванша президентской команды. Разгон массового митинга оппозиции, преследование и аресты политиков и правозащитников, проведение референдума и итоги досрочных парламентских выборов стали свидетельством того, что Кыргызстан пошел по пути большинства стран СНГ. «Игры в демократию» по западным моделям завершились. Руководство республики выбрало свой путь, создав и продвинув в Жогорку Кенеш партию с символичным названием «Ак Жол».


Последовав примеру центральноазиатских коллег, второй президент КР, по мнению оппозиционеров и ряда аналитиков, открыл ящик Пандоры. Тот же, куда ранее заглянул Аскар Акаев. Первый глава независимого Кыргызстана пользовался поддержкой провластных партий «Адилет» и «Алга, Кыргызстан!», куда, как и в «Ак Жол», включали влиятельных чиновников и бизнесменов. Представителям обеих политических организаций, напомним, досталось большинство мандатов третьего созыва Жогорку Кенеша. Часть проакаевских партийцев, как известно, позже плавно перекочевала в партию Курманбека Бакиева. Не исключено, что ими же пополнит ряды своих соратников и следующий глава государства. Если, конечно, они не сойдут с арены в силу возраста.


Сторонники Курманбека Бакиева, в свою очередь, сомневаются, что он повторит судьбу предшественника. Они тешат себя мыслью о победе над оппозицией, которую достигли, использовав разногласия внутри ее лагеря. Аскару Акаеву такой успех и не снился.


Некоторые аналитики предполагают, что логическим продолжением этой кампании послужат продление полномочий президента до семи лет и досрочные выборы главы государства. Лавры триумфатора, разумеется, достанутся действующему лидеру. Иной исход в сложившихся условиях крайне сомнителен. Если подобные прогнозы окажутся верными, опасения о том, что в стране создается авторитарный режим, подтвердятся.


Однако не менее умудренные эксперты, включая экс-премьер-министра КР Феликса Кулова, полагают, что досрочные выборы вряд ли состоятся. По крайней мере, в 2008 году. Это связано с тяжелой социальной ситуацией в республике. Население разочаровано экономической политикой руководства страны. Оно раздражено стремительным удорожанием потребительской корзины. Люди понимают, что правительство не способно повысить жизненный уровень граждан, обеспечить их реальной социальной защитой.


Некоторые эксперты полагают, что именно это обстоятельство не позволит властям решиться на досрочные выборы главы государства. С другой стороны, резкий скачок цен во второй половине 2007 года не помешал властям провести референдум и сформировать новый состав парламента. Что помешает новой политической кампании?


Дрожжи для теста массового протеста


Одной из главных угроз действующему режиму остаются массовые акции протеста, ставшие традиционными в Кыргызстане в течение трех последних лет. В 2008 году, по мнению многих экспертов, их причиной может стать уже не политическая, а социально-экономическая ситуация. В наступившем году многие аналитики предсказывают продолжение роста цен на энергоносители и, соответственно, продукты питания. Ожидаемых трудностей не скрывает и руководство страны. Обещанное им повышение заработной платы, пенсий и пособий не способно компенсировать удорожание жизни.


С удалением оппозиции из сферы принятия решений властям стало не на кого списывать провалы в экономике. В связи с этим, очевидно, недовольство населения будет направлено на правящую элиту, как бы она этого ни хотела. Президентская команда, жестко подавляя акции протеста, пытается как можно плотнее закрыть крышку общественного котла. Судя по всему, стратеги в Доме правительства забыли о том, что во избежание взрыва протестный пар необходимо выпускать.


Однако оценки протестного потенциала существенно разнятся. Международный республиканский институт, проводящий в Кыргызстане социальные исследования, находит его уровень высоким, а Всемирный банк и ЕБРР, напротив, – низким, что, к слову, весьма удивляет экспертов донорских организаций. По их мнению, это несколько не вяжется с произошедшей ранее «тюльпановой революцией». Уверенности международных финансовых институтов остается только завидовать. 


2007 год показал, что в политическую борьбу в Кыргызстане стал активно вовлекаться и бизнес. Противники президента научились апеллировать к тому, что власти не делают ощутимых шагов для облегчения налогового, таможенного и бюрократического бремени в отношении деловых кругов. Тем не менее оппозиция уже дважды – осенью 2006 года и весной 2007-го - упустила шанс сменить политический режим в республике. Оба раза причиной послужило то, что оппоненты президентской команды не смогли умерить личных амбиций.


Оппозиция служила неким предохранителем массового протеста населения, разочарованного результатами «революции». Граждан, возмущенных экономической политикой властей, сдерживало нежелание ввязываться в околовластные игрища. Население не видит в оппозиции лидеров, за которыми можно было бы пойти. А те, что еще есть, у значительной доли кыргызстанцев не вызывают симпатий или доверия. Нейтрализация политических оппонентов может стать роковой ошибкой властей. Ситуация в стране во многом будет зависеть от того, способна ли оппозиция объединиться.


Шансы оппозиционного альянса


Знаковым событием 2008 года может стать создание объединенной оппозиции. Партии, противопоставляющие себя правящей элите, начали движение к созданию некоего альянса еще до подведения итогов досрочных парламентских выборов. Но крепости возможного союза препятствуют несколько факторов.


Лагерь оппонентов власти остается разношерстным. Большая часть лидеров оппозиции до сих пор не проявила стремления умерить свои личные амбиции. Но самой главной помехой является недоверие игроков друг к другу. Пожалуй, никто из ведущих оппозиционных политиков не может дать твердых гарантий, что их товарищи по борьбе не заключат за спиной соратников соглашение с властями.


В итоге с избранием нового состава парламента в Кыргызстане был дан старт очередному политическому эксперименту – управлению без оппозиции. К концу 2007 года она оказалась вытеснена из всех ветвей власти. Чего не случалось даже при позднем Аскаре Акаеве. Третий созыв Жогорку Кенеша, выборы в который, по официальным версиям, послужили причиной так называемой «тюльпановой революции», к примеру, включал в себя ряд ярких оппозиционных фигур. В новой депутатской обойме их подменили представителями Социал-демократической партии и Партии коммунистов, призванными играть роль «демократической ширмы».


Социал-демократы еще перед выборами официально взяли на себя миссию центристов. Партия коммунистов, в свою очередь, еще более лояльна к руководству страны и провозглашаемому им курсу. Лидер ПКК Исхак Масалиев считается одним из сторонников президента Курманбека Бакиева. Позже о поддержке главы государства не единожды заявлял руководитель СДПК Алмазбек Атамбаев. Но даже если последний изменит свои политические пристрастия, как случалось ранее, повлиять на расклад сил на парламентской арене его сподвижники уже не смогут. Партия власти «Ак Жол» располагает в ЖК КР «контрольным пакетом голосов». Это позволяет пропрезидентской фракции принимать любые решения без оглядки на остальные организации, вошедшие в парламент.


Оппозиция, как ни горько ей признавать сей факт, потерпела фиаско, что внесло хаос в ряды ее сторонников. А это, в свою очередь, может привести к смене руководящей обоймы лагеря президентских оппонентов. От того, способны ли лидеры оппозиции оправиться от нанесенного удара и объединиться для реванша, зависит их судьба.


Если реального объединения не произойдет, некоторые ключевые фигуры оппозиции, судя по всему, могут быть смещены новыми игроками. Об этом поговаривают даже внутри политических партий, оппонирующих властям. Кем? Вопрос остается открытым. В ассоциации политологов Кыргызстана полагают, что на смену известным персонам могут прийти «новые большевики» - некие люмпенизированные лидеры. Они же, не исключено, сумеют заинтриговать население, воззвав к борьбе с коррумпированными бюрократами и их окружением. 


Энергетика на мели


Специалисты уже несколько лет подряд озвучивают тревожные прогнозы, касающиеся отечественной гидроэнергетики. По оценкам экспертов, Кыргызстан переживает период маловодья. В том случае если мать-природа в 2008 году останется столь же скупой на осадки, республика столкнется с острой нехваткой электроэнергии и сопутствующими проблемами.


Не исключено, что страна будет вынуждена отказаться от экспорта электроэнергии в Узбекистан и Казахстан либо снизить объемы воды, выпускаемой из Токтогульского водохранилища на нужды агрокомплекса РУз. Это, безусловно, ударит по соседям и ухудшит ситуацию в Ферганской долине, которую ряд аналитиков и без того называют взрывоопасной. Более того, дефицит электроэнергии является препятствием для осуществления крупных инвестиционных проектов в сфере промышленности.


Ситуацию могло бы исправить строительство новых энергетических объектов. Однако, как известно, это дело не одного года. Кроме того, до сих пор окончательно не решен вопрос об участии в строительстве ГЭС иностранных инвесторов. Казахстан и Россия, испытывающие интерес к созданию Камбаратинского каскада, к примеру, хотели бы обладать правом на управление и долевое владение данными объектами. В связи с этим, а также с интересом инвесторов к другим природным ресурсам Кыргызстана, в Конституцию республики, как предполагается, будет введено положение о частной собственности на подобные объекты.


Только общие запасы золота в недрах страны оцениваются в 2 тысячи 500 тонн. На территории республики найдены крупные залежи олова и вольфрама с запасами 149 и 96 тысяч тонн соответственно, а также угля общим объемом свыше 1,3 миллиарда тонн. Специалисты полагают, что земля Кыргызстана хранит в себе порядка 289 пока неразведанных миллионов тонн нефти и газа. В общей же сложности на государственном балансе, согласно официальным данным, числится 199 полностью разведанных месторождений 37 видов минерального сырья. Обнаружены тысячи малых месторождений различных полезных ископаемых.


Их судьбу, следует полагать, предстоит решить новому составу парламента. Точнее – главе государства, с которым фракции «Ак Жол» предписано консультироваться по всем важным вопросам. Руководство страны не скрывает намерений радикально изменить подход к приватизации важных объектов. Будут ли недра пущены с молотка? Это и многое другое покажет наступивший год. Ждать осталось недолго.

Бизнес