Зима еще не началась, а энергетики в Кыргызстане уже опустили руки и смирились с беспросветным будущим. Сначала генеральный директор ОАО «Северэлектро» Кубанычбек Исмаилов честно признался: отстают от графика ремонтных работ и не могут гарантировать, что зимой не будет аварийных отключений. Затем министр энергетики и промышленности Аскарбек Шадиев также заявил, что в зимний период не обойдется без отключений электричества.
Кроме предполагаемых проблем, существуют и реальные. Объем воды в Токтогульском водохранилище меньше, чем в прошлые годы. Соответственно, снизится экспорт электричества. Это, в свою очередь, создаст проблемы в заготовке угля и мазута на ТЭЦ Бишкека. В общем, прогнозы неутешительные.
ИА «24.kg» обратилось к респондентам с вопросом, как они планируют пережить зиму в условиях неизбежных отключений.
Азамат Курманов, начальник централизованной кабельной службы ОАО «Северэлектро»:
- Запасаемся углем и дровами. Население должно последовать такому же примеру. Не помешает и утепление балконов и лоджий в многоэтажных домах. Зачастую тепло не сохраняется именно потому, что уходит сквозь щели. В настоящее время кабельщики проводят земельные работы на улице Фере. На 2012 год планируется заменить 76 километров кабеля, проложено 2 километра.
- Успеете завершить работы к началу отопительного сезона?
- Все силы брошены на то, чтобы кабель был проложен в этом году.
Жумакадыр Акенеев, экономист:
- Я думаю, что запасов воды в Токтогульском водохранилище достаточно, чтобы обеспечить население электричеством, и специальная подготовка не потребуется. А если будут повальные отключения и аварии, то таких министров нужно гнать в шею.
Анна Семеновна, пенсионерка:
- Моей месячной пенсии не хватит даже на тонну угля. А чтобы топить дом всю зиму, нужно 3-4 тонны. Иначе придется экономить, а в теплые дни греться на солнышке. Поэтому деньги на уголь начинаю копить с весны. Кроме свечек, больше ничего не покупаю. И их приходится зажигать изредка, уж больно быстро сгорают.
Жолдошбек Иманалиев, начальник службы подстанций Чуйского предприятия высоковольтных сетей:
- Утепляю дом, вставляю пластиковые окна, перехожу на угольное отопление. Я не жил в квартире с удобствами, поэтому привык к ежегодной подготовке к зиме. Что касается подготовки нашего предприятия к отопительному периоду, скажу, что принят план по увеличению мощности подстанций. Деньги и оборудование есть в достатке, поэтому ремонтная кампания идет по графику.
Бакыт Кенешбаев, житель села Лебединовки:
- Я давно перестал уповать на власть. Сам не подготовишься к зиме - никто тебя в морозы не согреет. Мы живем в разных мирах: чиновники - в радужном, народ - в суровом. Сейчас заготавливаю уголь и дрова, а осенью планирую купить дизельный генератор. Хоть со светом будем, да и некоторую бытовую технику подключить можно. С прошлого года осталось несколько китайских фонариков да упаковка свечей.
Каныбек Конкобаев, директор центра по обслуживанию клиентов ОАО «Северэлектро»:
- Если аварийные отключения неизбежны, то буду покупать уголь, чтобы не загружать электросеть. Главной причиной аварий считается именно перегруз оборудования. Происходит он потому, что абоненты не уважают друг друга, а в большей степени самих себя. В часы максимальных нагрузок они пользуются всевозможными электроприборами. Многие потребители жалуются, что операторы невнятно отвечают на их звонки или вообще не берут трубку. Действительно, такое было. Но сейчас установлен регистратор речи. В течение месяца записи хранятся в архиве. Если возникнет спорный момент, можно ее прослушать. Сотрудники, которые грубят, получат выговор.
Жыпара Сагыналиева, жительница Бишкека:
- Надеюсь, отопление отключать не будут, потому что живу в квартире и альтернативного источника для обогрева не имею. Прошлой зимой было очень тяжело. Из-за аварий на электросетях без напряжения оставались насосные станции. Температура в квартире не поднималась выше 14-16 градусов. Приходилось спать в одежде. А каково семьям с маленькими детьми? Энергетики же только обрезают ветки деревьев вместо того, чтобы ремонтировать линии.
Ольга Свиридова, многодетная мать:
- В прошлом году мы получили 1,5 тонны угля как малоимущие. Сейчас пока никто и не говорит про помощь нуждающимся. Остается надеяться, что к первым морозам получим топливо. Это хорошая помощь для нас. Конечно, основную часть покупаем сами, но и за это благодарны. Многих вообще не признают малоимущими, хотя живут они намного хуже, чем мы. В нашей семье шестеро детей, которых я с раннего детства учу бережно относиться к энергии. Лишний раз лампочки никто не включает.
Назира Усманова, учитель:
- Ничего не планирую. Как будет, так и проживем. Всем сейчас тяжело, а тем более энергетикам. Средств на ремонт государство практически не выделяет. А на кредиты много не построишь. Чем потом отдавать будем? Другое дело, если вырученные средства расходуются не по назначению. Буквально вчера один эксперт заявил, что от народа скрывают точный объем экспорта электроэнергии. Если это правда, то власти опять получат пощечину в виде народных волнений. Сколько можно морочить нам голову?
Рамиль Мукамбетов, директор центра по качеству обслуживания населения ОАО «Востокэлектро»:
- Я не буду покупать уголь, потому что 1 тонна обойдется мне в 5 тысяч сомов. На зиму необходимо более 3 тонн топлива. Выходит, включая доставку, мне понадобится минимум 18 тысяч сомов. Электроэнергия же намного дешевле. Тем более что у меня весь дом «завязан» на электроприборы. Можно утеплить дом, поставить пластиковые окна, но у многих людей на это нет денег. Поэтому вся надежда на электричество.