09:23
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Парламент

Призрачная тройка Кыргызстана

Парламент кыргызский: пророссийский, проказахский, многовекторный...

Вторая неделя, отпущенная СДПК новой Конституцией для формирования правящего большинства в парламенте, подходит к концу. Результатами ее можно назвать пока разве что информацию о переговорах, периодически приостанавливаемых лидерами партий для поездок за границу, добровольное принесение в жертву своих амбиций руководством «Республики» и понимание, что «пророссийская» коалиция, похоже, в новом Жогорку Кенеше не сложится ни при каких обстоятельствах. Тем не менее у социал-демократов еще есть запас времени, который они могут использовать для выполнения возложенной на них миссии.

«Российский» вектор

Переговоры о коалиции проходят крайне тяжело. Лидеры партий попеременно поправляют или опровергают друг друга, комментируя результативность - а точнее, ее отсутствие - во встречах. Но, увы, похвастать им пока нечем. Не складывается.

Лидер СДПК, напомним, рассчитывал собрать альянс из близких по духу партий «Республика» и «Ата Мекен». Но если с первой что-то да вытанцовывалось, то со второй сформировать коалицию оказалось весьма сложно. Тому называется несколько причин - от категорического несогласия социалистов плясать под дуду социал-демократов до тяги «Ата Мекена» к многовекторной внешней политике.

Неудача первых двух недель переговоров подвигла СДПК пойти на крайние меры и озвучить завуалированный ультиматум. С ним выступил официальный представитель социал-демократов Фарид Ниязов. Он заявил, что «коалиция парламентского большинства должна быть сформирована к концу недели независимо от предпочтений фракции СДПК». «Общество сейчас переживает накал политических страстей, и тянуть с созданием коалиции и формированием правительства крайне опасно, - отметил он. - Поэтому Алмазбек Атамбаев принял решение встречаться с лидерами всех пяти фракций».

Подобное «откровение» многого стоит. Фактически оно вырисовывает возможность формирования коалиций по признаку внешнеполитических предпочтений той или иной парламентской фракции. Тем более что еще во время выборной гонки предполагалось, что парламент в Кыргызстане сложится «пророссийский». Четыре из пяти партий, прошедших в Жогорку Кенеш, напомним, намекали на поддержку Кремля. Лидеры каждой из них побывали в Первопрестольной, а некоторые - не единожды. Однако ни одна из партий долгое время не делала ничего, кроме ни к чему не обязывающих заявлений, чтобы продемонстрировать реальное стремление к объединению с другими.

Сегодня, впрочем, вполне очевидно, что так называемый «пророссийский» правящий блок в Кыргызстане сложится лишь при участии в нем трех партий. Четвертый в нем непременно лишний. В случае если такую коалицию удастся собрать СДПК, то в качестве двух остальных в ней могут выступить «Республика» и «Ата-Журт». Альянс с «Ар-Намысом» социал-демократам создать трудно по причине личного антагонизма между Алмазбеком Атамбаевым и Феликсом Куловым.

Если же шанс стать ядром коалиции выпадет «Ар-Намысу», то четвертым лишним будет уже СДПК. Вот только, скорее всего, организации, возглавляемой Феликсом Куловым, такую возможность не предоставят. Тем не менее его партия все же может попасть в правящий союз. Например, если в парламенте будет складываться

«Проказахская» коалиция

У СДПК, напомним, в запасе еще неделя, но если следующие попытки созвать коалицию большинства окажутся бесплодными, право стать первой скрипкой в парламентском оркестре передадут другой партии. Ею по решению президента переходного периода станет «Ата Мекен». Подобный выбор, в частности, позволит Розе Отунбаевой сохранить хотя бы видимость многовекторности внешней политики Кыргызстана, в котором так называемые «прозападники» продолжают пользоваться заметным влиянием.

Многовекторность правящей коалиции обеспечит состав, в который помимо «Ата Мекена» вольются, к примеру, СДПК и «Ата-Журт». Последняя партия, в частности, уже считается не столько «пророссийской», сколько «проказахской», о чем в той или иной степени эксперты судят по октябрьскому визиту ее лидеров в Астану к президенту Нурсултану Назарбаеву.

Подобный партийный расклад, учитывая «любовь» бывшей оппозиции к апологетам президентской формы правления, кажется на первый взгляд невероятным. Но не так давно лидер социалистов Омурбек Текебаев признался, что большинство, при определенных условиях, может быть самым разношерстным даже идеологически. С этим трудно не согласиться, поскольку партийные платформы в Кыргызстане - понятие достаточно эфемерное и далеко не всегда они берутся в расчет самими политическими игроками.

Однако далеко не факт, что коалиционный состав, который может предложить «Ата Мекен», будет многовекторным. В случае если место СДПК в нем займет «Ар-Намыс», лидер которой также успел побывать с визитом в Астане, парламентское большинство будет тяготеть в большей степени не столько к России, сколько к другому участнику Таможенного союза - Казахстану. Такая коалиция будет склоняться к более тесному сотрудничеству с Кремлем, но рассматривать его сквозь призму отношений с более близким союзником и непосредственным соседом.

Впрочем, вряд ли кто-то может дать гарантии, что после возможного провала СДПК созвать большинство получится у «Ата Мекена». Если и его усилия окажутся тщетными, у парламента останется последняя и самостоятельная возможность формирования коалиции. Очевидно, что ею смогут воспользоваться «Ата-Журт» и «Ар-Намыс», которые, в отличие от «Республики», не отказывались от претензий на пост спикера или премьер-министра.

Пока более-менее представляется, что, скорее всего, «Ата-Журт» и «Ар-Намыс» будут выступать в едином блоке. Но кого они примут в свою команду и удастся ли им сформировать большинство, если три остальные партии кровно не заинтересованы в том, чтобы инициатива перешла в руки так называемых «реваншистов»? При таком развитии событий не исключено, что принудить фракции к сотрудничеству друг с другом способна только Роза Отунбаева, которая обладает правом роспуска недееспособного корпуса законодателей, чтобы объявить новые выборы.

А заинтересована ли она в сохранении столь разношерстного парламента и есть ли у последнего инстинкт самосохранения, покажет самое ближайшее время...

Бизнес