15:41
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96
Парламент

Мародер.kg. коМИССИЯ невыполнима?

Итоги скандальной комиссии по расследованию фактов мародерства в апреле 2010 года могут расколоть парламент Кыргызстана и привести к новому витку напряжения.

Также вероятно, что далекое эхо апрельских событий отразится на репутации отдельных депутатов, что в свою очередь определенно дискредитирует идеалы второй «революции». Ведь у ее истоков стояли именно атамекеновцы, которых сегодня обвиняют в причастности к разграблению имущества клана Бакиевых и их приближенных. И кто обвиняет? Коллеги по депутатскому корпусу - фракция «Республика». Очевидно, если бы парламент одобрил заключение депутатской комиссии с выводами явно не в пользу социалистов, то к вождю «Ата Мекена» и его сподвижникам навсегда приклеилось бы клеймо мародера...

Когда в товарищах согласья нет

Правда, весьма сомнительно, что члены коалиции большинства, куда входит и «Ата Мекен», позволят палате одобрить итоги комиссии в том виде, в каком они поданы. Пять членов не подписали итоговое заключение. Они не разделяют мнения другой пятерки о том, что депутаты Омурбек Текебаев и Болот Шер косвенно причастны к мародерству, а Райкан Тологонов и Туратбек Мадылбеков имеют непосредственное отношение к грабительским набегам. К слову, больше всего обвинительной риторики звучит в адрес Райкана Тологонова, которого считают основным исполнителем рейдерских захватов бакиевских объектов. В своем особом мнении председатель комиссии Курманбек Осмонов заявляет, что «устойчивой с 2005 года связи с Юсуповым ныне депутаты Текебаев, Шер, Мадылбеков не имели (кроме Тологонова). Лишь одна встреча Текебаева и Шера с Юсуповым в офисе партии «Ата Мекен» не дает основания утверждать, что они прямо или косвенно причастны к разграблениям имущества Бакиевых в 2010-м».

Социалисты, тоже входящие в состав комиссии, изначально были не согласны с обвинительным уклоном ее работы и заявляли о предвзятом и субъективном подходе своих коллег, основанном на личных неприязненных отношениях. Представители фракции партии власти - СДПК - Бахтияр Кадыров и Заирбек Жоошбеков заняли позицию страуса и практически не посещали заседания комиссии. Оно и понятно, ведь партии власти невыгодно участвовать в публичной порке своих же «соратников», пусть и промежуточных, а скорее, временных. Зато республиканцам и атажуртовцам представилась возможность свести счеты со своими давними политическими противниками. Интересна и позиция «Ар-Намыса», которая включила в комиссию Анвара Артыкова, у которого с Текебаевым давно развязана «холодная война».

Атамекеновцы считают, что итоги комиссии по расследованию фактов мародерства лживы и предвзяты и как такового ее заключения нет, поскольку наличие пяти подписей еще не говорит о коллегиально принятом решении. Контратаку социалисты уже подготовили и выстроили линию защиты, которую намерены озвучить на палате. В «Ата Мекене» оправдываются тем, что еще задолго до работы депутатской комиссии уголовное дело о мародерстве открывалось и закрывалось неоднократно, но реальных доказательств не было представлено. «Так как доводы, изложенные в обращении Абдуллы Юсупова и других, не нашли своего подтверждения, постановлением Чуйской областной прокуратуры от 17 февраля 2012 года было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела», - отмечают в секретариате фракции и уточняют, что 25 мая 2012-го в ГКНБ назначили дополнительную проверку.

«ГКНБ в ходе доследственной проверки проводит ряд следственных и оперативных мероприятий, направленных на проверку возможной причастности Текебаева, Шера, Мадылбекова, Тологонова к преступлениям. И на основании полученных объективных свидетельств и материалов о непричастности этих лиц к событиям, описываемым Юсуповым, 11 августа 2012 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия состава преступления», - подчеркивают в «Ата Мекене».

Однако Курманбек Осмонов заверяет, что уголовное дело не закрыто, а лишь приостановлено Главным следственным управлением МВД по постановлению Генпрокуратуры, и пока рано делать окончательные выводы.

«Депутатская комиссия - не следственная группа, и ее члены написали заключение, лишь основываясь на материалах следствия. Точку в этом вопросе должны поставить правоохранительные органы», - сказал он ИА «24.kg».

«Гульчатай, открой личико!»

Несмотря на демонстрацию уверенности в своей правоте, почему-то атамекеновцы решили рассмотреть итоги комиссии сначала на фракции СДПК, и лидер социалистов попросил заслушать их без журналистов. Естественно, возник резонный вопрос: если тебе нечего бояться, то зачем закрываться от прессы? Скорее всего, надо было заручиться поддержкой партнеров по альянсу, а уже потом выносить «сор из избы».

Сам Омурбек Текебаев не видит в этом ничего страшного. «Ну обсудили мы этот вопрос на фракции, и что? Нам нечего скрывать от общественности. На заседании вы все услышите. Узнаете, как передергивают факты некоторые члены комиссии, и эту ложь мы опровергнем. Мы не будем настаивать на закрытом обсуждении этого вопроса», - сказал он в разговоре с журналистами ИА «24.kg».

Признаться честно, официальные итоги следствия, согласно которым не доказана причастность атамекеновцев к мародерству в 2010 году, не стали неожиданными. Еще в октябре - ноябре 2012-го в ГСУ МВД стали заверять СМИ, что показания заключенных СИЗО №1 Абдуллы Юсупова, Дастана Оморова и Азамата Шергазиева не подтвердились. И даже детализация телефонных переговоров, согласно которым в момент разграбления тот же Райкан Тологонов находился в зоне действия базовой станции, вблизи этих объектов, не стала основанием для обвинения в разграблении.

Такой подход вызвал возмущение членов комиссии, которые заявили о двойных стандартах в работе правоохранительных органов. «Когда МВД хочет, оно запросто возбуждает уголовные дела на основании только одной телефонной распечатки. А тут, имея на руках несколько телефонных распечаток переговоров депутатов с мест, где происходили грабежи, нас заверяют, что обвинительной базы недостаточно. При этом глава МВД, теперь уже бывший, Зарылбек Рысалиев признал, что распечатки могут служить конкретными фактами для возбуждения уголовного дела», - заявляют они.

Невольно в памяти всплывает, как следователи МВД строили обвинение по уголовному делу об убийстве Медета Садыркулова, основываясь на детализации телефонных переговоров.

К слову, один из членов комиссии Кенжебек Бокоев отметил, что если бы они вышли за рамки показаний Абдуллы Юсупова, то накопали бы еще немало на членов «Ата Мекена». Депутат напомнил об отпрысках своих коллег - Эльдаре Мадылбекове и Мусе Тологонове, первого из которых обвинили в мошенничестве вокруг здания по Киевской, 74, а второго - в пособничестве мародерству. По-видимому, нардеп намекал на то, что родители не могли не знать, чем занимаются их дети.

Все время работы комиссии Бокоев не переставал задаваться вопросом, куда же делись многие объекты Бакиевых в Бишкеке, которые так и не были национализированы, и призывал найти их. Но его никто не слушает.

Следствие ведут «знатоки»

По итогам работы следствия остается масса вопросов. Так, например, Абдулла Юсупов обвинил Туратбека Мадылбекова в рейдерском захвате дома отца Алексея Ширшова по улице Каралаева, 13-1. Следствие заявляет, что мать Ширшова заявила об ограблении дома в апреле 2010 года, но что именно пропало, ей неизвестно. Был опрошен также работник службы безопасности ОАО «ТНК «Дастан» Талантбек Иманов, который показал, что 7 апреля в дом Ширшова подъехали около 10 человек, которые без разрешения проникли на его территорию и стали ходить по дому. Они вынесли из него телевизор вместе с приставкой. На его предупреждения не трогать чужое имущество никто не отреагировал. На следующий день он уехал к себе домой, закрыв на замок входные двери дома. Примерно в начале сентября 2010-го ему позвонил отец Ширшова и предложил пожить в этом доме для охраны. Он согласился и по нынешний день проживает в этом доме. Все имеющееся имущество было вывезено, но кем - неизвестно.

Как же так получается, что Иманов, получавший зарплату за охрану дома, с апреля по сентябрь ни разу не появился на доверенном ему объекте и даже не поинтересовался его судьбой? Следствию стоило более детально отнестись к проверке показаний охранника.

Или вот другой пример по офису Жаныша Бакиева на улице Руставели, 2б, который, по показаниям Юсупова, в 2010 году был захвачен рейдерским путем. В справке ГСУ МВД написано, чтобы была допрошена глава квартального участка Чолпон Алишерова, которая видела, как 8 апреля толпа неизвестных лиц разграбила офис Бакиева, они представились членами молодежного движения «За справедливый Кыргызстан». В настоящее время в доме никто не проживает. Установлена личность хозяйки дома - К.Саралаева, которая не подтвердила факты рейдерского захвата.

Однако в протоколе допроса следователя ГКНБ та же Алишерова дает показания, что офис Жаныша Бакиева представители «Справедливого Кыргызстана» громили в конце мая. Она заявляет, что при ней была взломана дверь офиса, и группа молодых парней проникла внутрь. Она позвонила в милицию, где ей посоветовали пойти в здание и посмотреть, что там происходит, и обещали выслать наряд. Когда женщина пришла, сейф, находящийся в офисе, был уже пуст. На счет его содержимого посетители сказали, что до них уже кто-то побывал в здании и вынес все деньги и драгоценности. Потом парни начали делить мебель, срывать люстры, кондиционеры и другие вещи. Затем двое парней сбегали в магазин и купили водку и яйца и попросили ее ...приготовить омлет. Они говорили, что теперь этот офис принадлежит им. Так и не дождавшись милиции, она попросила мужа забрать ее, так как ей не давали выйти наружу.

Однако следствие так и не удосужилось выяснить, что представляет из себя движение «За справедливый Кыргызстан» и кто за ним стоит. Судя по тому, что молодчики так открыто афишировали свою принадлежность к данной организации, то наверняка в ее главе стояли весьма влиятельные люди. В общем, вопросов больше, чем ответов.

Не подтвердило следствие и показания Абдуллы Юсупова о том, что в апреле 2010 года он вместе с Мусой Тологоновым в течение полутора месяцев проживал в служебной квартире Райкана Тологонова, расположенной в депутатском доме. Эту информацию опровергли охранник дома, жены соседей-депутатов. Но сомнения остались после заявления члена комиссии Надиры Нарматовой, которая рассказала, что, когда нардепы только заселились в депутатский дом, она в лифте столкнулась с четырьмя ребятами. «Двое были узбекской национальности, с бородой, и двое ребят-кыргызов. У них в руках была туша мяса. Я еще подумала: что здесь делают незнакомые молодые парни? И осталась на пятом этаже, где проживаю, а те поехали выше. На следующее утро обратилась к коменданту. Позже из сюжета по телевидению узнала в одном из тех парней Абдуллу Юсупова, когда он давал показания. Я хочу знать, ехали ли эти ребята к Райкану Тологонову», - спросила она на одном из заседаний комиссии. Тогда Райкан Тологонов все отрицал и даже пообещал поклясться на Коране.

Не ловится рыба в мутной воде

Как заверяют в межведомственной следственной группе, «несмотря на все попытки и меры установить причастность членов партии «Ата Мекен» к разграблению, это не представилось возможным. Без установления даты и времени совершения преступления, предмета преступного посягательства, его стоимости факт наличия состава преступления в действиях тех или иных лиц вызывает сомнение, и, согласно УПК, оно толкуется в пользу обвиняемого. А показания Абдуллы Юсупова отнесены к разряду свидетельств, основанных на догадке, предположении и слухах».

Часть депутатской комиссии с такими доводами не согласна, отмечая в своем заключении, что члены партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, Болот Шер, Туратбек Мадылбеков и Райкан Тологонов знакомы и были связаны с виновным Абдуллой Юсуповым через Райкана Тологонова. 7-10 апреля 2010 года они использовали Юсупова и его группу для разграбления имущества Бакиевых и их окружения в Бишкеке.

Пятеро членов комиссии во главе с Курманбеком Осмоновым считают, что Омурбек Текебаев и Болот Шер в разграблениях имущества Бакиевых и их приближенных не участвовали, но, по показаниям свидетелей, подтверждается их косвенное участие. Поскольку у Текебаева, как члена временного правительства, у Болота Шера, как министра внутренних дел, была информация об этих событиях. У них, как чиновников ВП КР, должна быть моральная и политическая ответственность. В комиссии также подчеркивают, что, несмотря на то что закон един для всех, отношение правоохранительных органов к мародерству, произошедшему 7-10 апреля 2010 года в Бишкеке, разное.

В общем, понятно одно: даже если не углубляться в подробности, становится ясным, что история с мародерами очень темная, с душком. И вряд ли парламент поставит точку в этом деле. В любой момент могут всплыть новые факты, которые заставят вновь вернуться к этой теме.

Пока у каждого из ее героев своя «правда». Но истина, как известно, где-то посередине...

Бизнес