06:43
USD 87.86
EUR 93.94
RUB 1.00
Про кино

У каждого пути своя цена

Недавно мы стали свидетелями большого события в нашем кино - на экраны вышла лента Садыка Шер-Нияза «Курманжан датка». Судя по тому, что до сих пор залы кинотеатров полны зрителей, показ проходит успешно.

Фильм меня приятно удивил, и вот почему. Признаться, я заведомо был более чем уверен в его провале, не с точки зрения коммерции, а с точки зрения искусства. Конечно, не стану утверждать, что это эпический шедевр, тем не менее увиденное заставило меня задуматься.

Первое, что хочется отметить, - зрелый подход к материалу, обращение к истории народа без излишнего пафоса, тем паче, что пафос, на мой взгляд, все-таки свойственен авторам этой картины, судя по их повседневной ура-патриотической риторике. Но видно, что фильм снят с большой ответственностью по отношению к истории.

Второе - хорошая операторская работа.

Третье - киногеничность занятых в фильме артистов. Имеется в виду не столько их игра, сколько их внутренне сконцентрированное присутствие в кадре. В этом смысле считаю, что «Курманжан датка» - первое настоящее кино за все годы независимости. Даже классическое советское «киргизское чудо» - больше театр, держащийся скорее на недосягаемой игре выдающихся артистов, таких как М.Рыскулов, Б.Кыдыкеева, С.Джумадылов, Д.Куйукова...

Четвертое - реквизит и костюмы. Они сделаны добротно и смотрятся почти как у Пазолини.

Пятое и, пожалуй, самое главное, - это стремление уйти от провинциального самомнения и безосновательного чувства самодовольства народа к языку метафор. Авторы смогли создать художественную картину об общечеловеческой трагедии - столкновении старого традиционного мира c невежественной современной цивилизацией. Здесь вспоминаются яркие омерзительные персонажи захватчиков, олицетворяющие собой наступление новой эпохи: русский солдат, нагло отрезавший девичью косу, чванливые военные, побеждающие туземцев в неравном бою, что само по себе является позором, и также высокомерный царский наместник, презирающий горцев.

Цивилизация - необратимость прежнего, это вечное сегодня без солнечного завтра. Об этом кульминационный момент фильма, когда героиня, глядя на фотографирующих ее людей, говорит: «Их постигнет кара». Этот эпизод напомнил мне историю, прочитанную у Эмиля Чорана. В начале ХХ века где-то в горах Восточной Европы в поселении цыган появляются двое молодых людей - фотограф и его спутник. Они собирают всех цыган, чтобы сфотографировать их. И вот, когда оставалось только щелкнуть, старая цыганка, сидящая посередине, крикнула: «Не верьте им, они хотят украсть ваши души!» Чоран это объясняет тем, что в тот момент в старухе пробудился древнеиндийский дух.

Теперь о недостатках фильма. На мой взгляд, недостаточно полно и точно прописан сценарий. В результате в фильме отношения алайцев с Кокандом не достигли нужного драматического накала. Вместо их остроты мы видим несколько раз на экране какого-то несуразного кокандского правителя, не очень убедительно восседающего на своем троне. Предположим, что нам, кыргызам, заранее ясно, о чем идет речь в фильме, а вот иностранному зрителю, не знакомому с нашей историей, непросто будет вникнуть во все хитросплетения отношений, потому что повествование в фильме скудное - пару слов о том, пару слов об этом. Что за Кокандское ханство? Что за народ кыргызы? Что они из себя представляли именно на тот момент истории помимо того, что в давние времена оказались жертвами Чингисхана, а затем Тамерлана? Не раскрыв эту страницу истории, авторы перепрыгивают на более известную - вторжение Российской империи. Переход сделан не очень грамотно. А некоторые замедленные кадры - вроде того, когда джигит на коне, посланный Алымбеком, чтобы сообщить народу о скорой гибели самого датки, перепрыгивает через ограду, заранее подготовленную авторами к разрушению, - вызывают усмешку.

История нашего народа и культуры нуждается в фундаментальном разборе и анализе. Работы, как говорится, непочатый край. Необходимо основательное изучение больших и малых эпосов, сказок. Нужна трезвая и должная оценка исторических личностей и их деяний. К слову, в свое время меня сильно удивила не очень богатая фантазия наших чиновников, пожелавших установить неудачно выполненный памятник Манасу на площади Ала-Тоо. Учитывая, что совсем неподалеку, на том же проспекте, у Национальной филармонии стоит прекрасный ансамбль, посвященный эпосу «Манас», было бы разумнее соорудить на площади, допустим, памятник Барсбеку кагану - родоначальнику кыргызской государственности.

Сейчас наблюдается тенденция пересмотра истории с националистической точки зрения. Это только на первый взгляд безобидная тенденция - возводить памятники отцам и перехваливать их, но в итоге мы рискуем взрастить целое поколение националистов, обладающих большим эго и не знающих реальную историю. Это поколение постоянно будет пребывать в несогласии с остальным миром.

И несколько слов о символичности рассказанной нам кинематографистами истории алайской царицы. Сегодня кыргызстанцы, по сути, вновь стоят у подобной исторической развилки выбора: с кем быть в союзе, а с кем - нет. Это глубоко философский вопрос, от ответа на который зависит наша судьба. Ведь любой союз сделает нас теми, кем мы впоследствии станем. Мы сами должны нарисовать образ нашего будущего. Вопрос поставлен ребром, и уже никак не отвертеться от него. И каким путем ни пойдешь, у всего своя цена. Курманджан датка выбрала наименьшее из зол, не сопротивляясь злу насилием.

«Курманжан датка»,

Кыргызстан, 2014 год, 135 минут

Режиссер: Садык Шер-Нияз

В ролях: Эллина Абай кызы, Назира Мамбетова, Джамал Сейдахматова, Азиз Мурадилаев, Мирлан Абдулаев, Адилет Усубалиев

Жанр: драма.

Бизнес