19:59
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Про кино

Грэйс Келли. Из грязи в князи – не про нее!

«История любви, которая покорила мир» - под таким девизом рекламные ролики и трейлеры привлекают миллионы зрителей в кинотеатры на просмотр «Принцессы Монако».

Оливье Даан - режиссер, известный своей картиной «Жизнь в розовом цвете», за исполнение женской роли в которой Марион Котийяр получила Оскар. Но в последнее время не только эта кинопремия или Золотой Глобус привлекает любителей кино. Все больше просыпается интерес к Венецианскому, Берлинскому и, конечно, Каннскому кинофестивалю. Зритель тяготеет к европейской режиссуре, которая славится не столько кассовыми, сколько интеллектуальными, драматическими, высокохудожественными картинами. Напомним, что честь открывать 67-й Каннский фестиваль выпала фильму «Принцесса Монако». А как иначе, если в главных ролях Николь Кидман и Тим Рот?

Для сценария фильма более беспроигрышного варианта, чем реальная королевская история из жизни, не может быть ничего. Вот киношники и добрались до «тайн дворцовых переворотов» семейства Гримальди. Это, к слову, один из древнейших европейских родов, одна из ветвей которого в XIV веке обосновалась в Монако, где и продолжает править. Из века в век князья строго отбирают претендентов и претенденток для родства, и вдруг по прихоти и влюбчивости Ренье III в семью вливается свободолюбивая, с обостренным чувством справедливости, девушка из Филадельфии - Грэйс Келли. Однако сказать, что это тот самый случай, когда «из грязи в князи», нельзя. Грэйс к моменту замужества уже успела стать обладательницей премии Оскар. И своя голливудская корона у нее уже есть.

Несмотря на ее красоту и знаменитость, милосердие и искреннее сострадание, которое она проявляет, выполняя теперь свою главную миссию - пропаганду семейных ценностей и благотворительность, жители Монако ее не принимают. По их мнению, иностранка никогда не проникнется духом княжества. И откровенно говоря, есть чем ее укорить - не знает ни языка, ни истории, ни протокола.

Многие зрительницы ожидали, что в фильме покажут, как развивался роман актрисы и князя. Однако основной сюжет разворачивается по прошествии шести лет с момента их легендарной свадьбы. И лишь отрывки кинохроники проскальзывают в картине. Их смотрит сама Грэйс в моменты отчаяния, непонимания, сомнения. Так она пытается осознать, любит ли она еще своего мужа. В беседе со своим духовным наставником сквозь слезы Грэйс спрашивает о том, что ее ждет, если она разведется. Ответ получает неутешительный: ей придется навсегда покинуть Монако и лишиться детей.  

Картина не биографическая и не документальная, как заявляла сама Николь Кидман. Это лишь эпизод из жизни, вероятно, самый сложный как для Грйэс Келли, так и для всего Монако в целом. Внутренние семейные перипетии происходят синхронно с внешними политическими коллизиями государства. Рэй, как и полагается преданному правителю, отчаянно отстаивает независимость своего маленького княжества и всеми силами противостоит генералу де Голлю. Следы раздумий не сходят с его лица ни днем, ни ночью, а сигару он и вовсе из рук не выпускает. Де Голль в свою очередь требует выполнить условия или грозится стереть Монако в порошок, ведь это крошечное государство не в состоянии самостоятельно обеспечивать себя. А методы во все времена одинаковые: не согласны - отключим свет или перекроем дороги.

Муха против слона - это, конечно, не равные весовые категории. Но Рэй твердо заявляет в фильме, что не позволит французам сделать из детей Монако крупье. (Тем не менее сегодня Монте-Карло больше известно своей зоной казино, нежели курортно-историческими маршрутами). Согласно фильму, не ясно, что больше раздражает де Голля: непокорность Ренье или то, что на фоне важной политической игры, в которой французский лидер хочет блеснуть как стратег и политик, все больше интересуются тем, будет ли Грэйс Келли играть в новой картине Альфреда Хичкока «Марни».

С Хичем, именно так по телефону к нему обращается Грэйс, отношения у нее дружеские. Решение сыграть в картине «Марни» одобрил даже Ренье. Герой Тима Рота демонстративно пытался показать, что с мнением жены нужно считаться, в то время как его окружение подобное попустительство в отношении супруги не одобряло. А как иначе, скажите, следует относиться к американской звезде? Не стоит забывать, что в производстве картины участвуют и США. Однако, чтобы в конец не прослыть подкаблучником, князь иногда все же позволял себе стукнуть кулаком по столу, дескать, женщина, не забывай, кто в доме хозяин. Впрочем, в народе в то время поговаривали, что в реальности причина его одобрения была проста - казна пуста, а гонорар княжне обещали ни много ни мало миллион долларов.

Надо сказать, что в фильме из Грэйс Келли чрезмерно стараются сделать голливудскую героиню. И все-то она сможет, всему научится и все переживет. Несмотря на ее отвратительные отношения с циничной эгоисткой мамашей, сама Грэйс предстает эталоном материнской нежности и мудрости. (Судя по скандальным новостям, в которых без конца фигурируют ее дети, воспитатель она была еще тот!) И заговор коварной сестры Антуанетты против мужа раскрыла, и благодаря ее обаянию и жалостливым речам проблемы княжества благополучно разрешились. Но с этим - к сценаристу Арашу Амелью. Все искажения истории спишем на художественный вымысел.  

В фильме представлены не менее значимые персонажи 60-ых, такие как де Голль, Мария Калласс (Пас Вега), Аристотель Онассис (Роберт Линдсей), Альфред Хичкок, однако их роли исключительно второго плана. Тим Рот, сыгравший Ренье, напоминает настоящего принца, пожалуй, лишь усиками. Актер как минимум на голову ниже Николь Кидман. Однако умелые операторы сумели так снять всю картину, что не припоминается ни одной сцены, где это было бы видно.

Сколько бы ни ругали Николь за ее любовь к пластической хирургии, в свои 46 она может гордиться если не своим лицом, зато своей фигурой точно. Надо отметить, что отдаленно черты лица напоминают принцессу Монако. Субъективно: сыграла неплохо. Метания, переживания, тревоги, одиночество и любовь она сумела передать очень эмоционально. Ее красные, не просыхающие от слез глаза не вызывают раздражения, а заставляют поверить в то, что ее героине морально действительно приходится очень туго. Она не играет бедную несчастную принцессу, она играет актрису, которая, по словам ее духовного наставника, приехала в Монако сыграть свою лучшую роль - роль жены князя и матери наследников.

В то же время в картине достаточно дворцовой помпезности. Княжеские виллы, приемы на высшем уровне в кругу бизнесменов, магнатов, политических фигур того времени, неотразимые наряды и регалии - неотъемлемые элементы фильмов про власть имущих. Чего стоит один бал Красного Креста! Им и заканчивается фильм. Будучи хозяйкой вечера, неотразимая принцесса Грэйс выступает с проникновенной речью перед многочисленной достопочтенной публикой, где в окружении журналистов и вспышек фотокамер, наконец, становится собой.

«Принцесса Монако»

Франция, США, Бельгия, Италия 2014, 103 минуты

Режиссер: Оливье Даан

В главных ролях: Николь Кидман, Тим Рот

Жанр: драма.

Бизнес