06:29
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Взгляд

Транспортному лобби закон не писан

Мэрия Бишкека вновь расписалась в собственном бессилии и невозможности решать проблемы города. 28 июля движение общественного транспорта в столице практически полностью парализовало. Такой «подарок» в преддверии одного из главных мусульманских праздников сделали частные перевозчики.

Маршрутки попросту не вышли на линии. Забастовку устроили аккурат в тот день, когда многие отправились на рынок покупать продукты к Орозо айту. Требование извозчиков  традиционно: повысить плату за проезд. Поводом для акции стало подорожание топлива и повышение штрафов за нарушение ПДД.

На остановках - десятки людей в ожидании транспорта, автобусы и троллейбусы набиты битком. Такую картину можно было наблюдать практически по всему Бишкеку. Из жилмассивов можно было уехать только на такси. Частным извозом подрабатывали не только официальные фирмы-перевозчики, но и обычные бишкекчане. Доехать до пункта назначения можно было за 20-30 сомов. Дорого, конечно, но другого выхода не было. Особенно у тех, кто успел закупиться за базаре или вышел из дома с маленькими детьми. Протиснуться в общественный транспорт этим пассажирам было практически невозможно.

Надо отдать должное автобусам и троллейбусам. На линии вышли дополнительные машины, интервал движения составлял в среднем 3-5 минут. Но их все же слишком мало, чтобы справиться с таким потоком пассажиров. Пока Бишкек стоял в ожидании общественного транспорта, городские чиновники мирно отдыхали. Их не волновало то, что столица замерла в транспортном коллапсе. Подобное происходит не в первый раз, а значит, это не повод прерывать законный отдых, чтобы разбираться во внештатной ситуации. Городские чиновники передвигаются по городу на личных автомобилях, а потому о проблемах с общественным транспортом знают лишь понаслышке.

29 июля маршрутки возобновили работу. Одно дело - устраивать показательную акцию, чтобы доказать свою незаменимость, и совсем другое - терять доход от простоя. Поездки для пассажиров на отдельных маршрутах стали неприятным сюрпризом. Особо предприимчивые водители решили не дожидаться законного повышения цен на проезд и брали с пассажиров по 12-15 сомов. Возмущаться бесполезно. На все вопросы водители с каменным лицом отвечали: «Не нравится - иди пешком или езжай на автобусе».

Утром 30 июля осторожные пассажиры прежде, чем платить за проезд, уже спрашивали, по старой цене или по новой. Единого мнения на этот счет у водителей не было: кто-то брал по новой цене, но большинство отвечали, что стоимость проезда повысится с 1 августа.

- А кто вам утвердил новый тариф? Мэрия же должна дать свое согласие, депутаты - проголосовать за повышение. Они уже собирались? - пытаюсь выяснить подробности у водителя маршрута №162.

- А нам не нужно решение мэрии. Министерство транспорта и коммуникаций утвердит новый тариф, - невозмутимо отвечает маршрутчик.

- Удалось что-то изменить после забастовки?

- Да, тарифы поднимут. А мы, в свою очередь, будем скамейки устанавливать, чтобы было больше сидячих мест, - уверенно говорит водитель. На лицах пассажиров особой радости не видно.

- Вас можно понять. Топливо дорожает, запчасти тоже, а цены на проезд остаются прежними. Вот и приходится бастовать, чтобы власти внимание обратили, - вступает в разговор другой пассажир.

- Да нет, мы не из-за повышения тарифов бастовали. Мы из-за новых штрафов за нарушение ПДД. Теперь за каждого стоящего пассажира нужно штраф в 3 тысячи сомов заплатить. Нам невыгодно работать, если будут только сидячие места.

Как и где водители маршруток собираются устанавливать дополнительные скамейки? Маршрутки уже сейчас перегружены. В них попросту нет места. Большинство - грузовые бусы, которые переделывают под пассажирские. Лишь небольшая часть маршруток действительно предназначена для перевозки людей. Но и там нет возможности установить дополнительные сиденья. Да и скамейка не самое безопасное место для проезда в отечественных маршрутках. Но частные извозчики давно не задумываются об интересах клиентов.

Справедливо оценил работу маршруток один из пользователей соцсетей под ником Murych: «Правил не знают, плохо воспитаны и готовы на все, лишь бы получить лишние 5 сомов за проезд. Они всех нас ненавидят. За все. За то, что им надо вставать рано, что нужно платить деньги за аренду бусика, что норовим оплату не передать вовремя, что не мы их возим, а они нас, что требуем сделать музыку потише или чтобы не курили в салоне».

На помощь водителям маршруток готово прийти Управление городского транспорта Бишкека. Его начальник предложил расширить понятие перегруза в маршрутном такси хотя бы для тех бусов, которые курсируют по Бишкеку. Дескать, неправильно в законе изложена норма о том, что один стоящий пассажир - это перегруз. Нужно учитывать специфику столицы.

«В маршрутках есть поручни и предусмотрены стоячие места. Нужно законодательно определить, сколько стоящих пассажиров может быть в салоне маршрутки. Нужно учитывать социальный фактор. К примеру, из новостроек вообще невозможно уехать без перегруза», - заявил ИА «24.kg» начальник Управления городского транспорта Бишкека Нурлан Абдыканов.

Частные извозчики уверенно заявляют об увеличении стоимости проезда с 1 августа. Но на поверку оказывается, что они бегут впереди паровоза. Устанавливать самовольно новый тариф водители бусов не имеют права. Представители 46 частных компаний-перевозчиков подали заявление в Бишкекский городской кенеш с требованием повысить тариф, но ответа не получили. Депутаты в отпусках и в ближайшее время рассматривать вопрос не собираются.

«Повышения платы за проезд в маршрутках с 1 августа не будет. Прежде чем утверждать тарифы, нужно все просчитать. Мы должны точно знать, насколько обоснованно повышение. На это необходимо не менее месяца. Поэтому разговоры о повышении оплаты с 1 августа - всего лишь слухи. Если водители будут брать повышенную плату за проезд, то горожане могут обращаться в Управление городского транспорта с указанием номера маршрута и госномера буса. Будем разбираться», - рассказал ИА «24.kg» Нурлан Абдыканов.

Информацию об установлении тарифов Министерством транспорта и коммуникаций опроверг мэр Бишкека Кубанычбек Кулматов. Он заявил, что такое право есть только у депутатов БГК, а они вернутся к вопросу не раньше сентября. Но из уст главы муниципалитета прозвучала фраза, которая объясняет уверенность извозчиков в том, что они своего добьются.

«Нынешний тариф в 10 сомов установлен при стоимости литра дизельного топлива в 36,5 сома. В настоящее время топливо стоит 45 сомов, поэтому водители и требуют повысить оплату проезда», - сказал градоначальник.

В 2012 году по той же причине частные извозчики требовали повышения платы за проезд. И методы были идентичны. Тогда горожанам обещали, что за 10 сомов их будет ждать комфортный транспорт. На самом деле за 2 года ситуация не изменилась.

Получается, что повышение платы за проезд в маршрутке - всего лишь вопрос времени. Лобби транспортных королей важнее интересов горожан. Отдельные депутаты, конечно, уже заявили, что изучают вопрос. Но ничего дельного они предложить не могут. На все вопросы СМИ отвечают уклончиво: «Не все так просто. Мы ведем переговоры». Для большинства жителей Бишкека повышение платы за проезд в маршрутке - серьезный удар по карману. Платить за низкокачественный сервис люди не хотят, уж лучше пешком ходить.

Бизнес