В Кыргызстане ГУБДД уже нет, ДПС еще нет. А в это время все больше людей гибнут под колесами...
Только за прошедшие выходные с 19 по 21 августа на трассе Бишкек - Каракол погибло 10 (!) человек. Всего за месяц, с тех пор как с дороги на Иссык-Куль убрали гаишников, случилось 126 дорожно-транспортных происшествий, погибло 29 туристов и местных жителей, 201 получил травмы.
И это только те факты, которые зарегистрировали местные правоохранительные органы, а сколько ДТП остается без учета? По данным ГУБДД, ежедневно на дорогах республики происходит по несколько десятков мелких происшествий. И каждое из них может стать угрозой жизни человека.
Но особую тревогу вызывает бардак, который нынче творится на трассе Бишкек - Каракол. Отдыхающие отмечают, что просто устали считать аварии по дороге. Особенно в Боомском ущелье, где лихачи буквально вылетают на встречку.
А почему бы не полетать? Ведь навести порядок на проезжей части некому. Одним росчерком пера премьер-министр сначала убрал всех гаишников с самой оживленной в разгар турсезона трассы, а теперь и вовсе ликвидировал Главное управление безопасности дорожного движения. Вместо него планируется создать новую дорожно-патрульную службу (ДПС), проект которой еще пока вилами на воде писан.
Как заявлено на заседании правительства 14 августа, «первичный отбор в ДПС проведет аттестационная комиссия, которую создадут распоряжением премьер-министра, последующий проведет МВД в виде открытого конкурса».
Претенденты еще должны представить необходимый перечень документов, пройти военно-врачебную комиссию, сдать экзамены по физподготовке и правилам дорожного движения, тестирование на знание нормативных актов, регламентирующих деятельность ДПС и ОВД. Заключительным этапом отбора станет собеседование.
Но комиссия еще не создана, отбор не начат, а гаишники пребывают в подвешенном состоянии, не зная, как себя вести и кем они нынче являются.
Начальник ГУБДД Талантбек Исаев не переназначен с приставкой «и.о.» - хотя службы официально уже не существует, сотрудники продолжают работать. Их привлекают для регулирования движения в столице при проведении саммита тюркоязычных государств, они же будут патрулировать движение и во время визита в КР главы Казахстана Нурсултана Назарбаева.
«Водитель может просто проигнорировать требование инспектора остановиться, ведь нас официально не существует», - подчеркивает Талантбек Исаев и не отрицает, что сейчас гаишники фактически работают незаконно.
Потому-то и чинить закон берется население, как это сделали возмущенные жители села Кош-Кол Иссык-Кульской области. 18 августа на трассе в районе села столкнулись две машины: Lexus RX300, за рулем которой сидел 26-летний Адилет Алиев, и Audi-100 под управлением местного жителя Толкуна Онолбекова.
По официальным данным МВД, сельчанин выехал на своей машине с второстепенной дороги на главную, где в нее врезался «Лексус». Обе машины откинуло, травмы получили все участники ДТП, однако «гостям» еще и досталось от местных, которые, по словам очевидцев, вытащили и стали избивать водителя джипа, пока в дело не вмешались сотрудники милиции.
Как на грех, у водителя «Лексуса» оказался «непростой» номер - В1500В, который в селе восприняли как подтверждение принадлежности к «касте неприкасаемых». Однако проверкой подтверждено, что Алиев Адилет Карыпбекович не приходится ни сыном, ни племянником, ни каким-либо другим родственником ни одному из милиционеров Алиевых. Его отец работает в частном охранном агентстве.
На следующий день водитель «Ауди» скончался в больнице. Тогда сельчане перекрыли дорогу и стали забрасывать камнями проезжающие машины. Так они выразили протест против лихачей на дороге. Кошколцы требовали, чтобы к ним приехал Бабанов и отменил ранее принятое решение о ликвидации ГУБДД и снятии постов с трассы.
Иссыккульцев можно понять, ежедневно они рискуют стать жертвами нерадивых водителей на дороге, ведущей к кыргызской «жемчужине». И если раньше лихачей хоть как-то сдерживали инспекторы с палочкой, то сегодня все знают: разгоняйся - и тебе за это ничего не будет.
«Пока я сам ехал на Иссык-Куль, пять машин оформил на штраф-стоянку», - делится Талантбек Исаев. Возможно, тем самым генерал спас несколько жизней или уберег кого-то от травм. И жаль, что Исаева не оказалось в Бишкеке рано утром 18 августа, когда пьяный оперуполномоченный УВД Октябрьского района Улан Сыдыков на своем «БМВ» протаранил реанимобиль кардиологической бригады Станции скорой медицинской помощи Бишкека. В результате пострадали три человека: один из врачей получил перелом предплечья, фельдшер и водитель «БМВ» - ушибы и травмы. По словам медперсонала, после оказания экстренной помощи и госпитализации лихач сладко захрапел, до конца не осознавая трагедии, которая произошла.
А тем временем одна из немногих машин для оказания экстренной помощи восстановлению не подлежит. Это был один из шести современных реанимобилей, поставленных не так давно по линии Немецкого банка развития, стоимость каждого составляет 120 тысяч евро. Автомобиль был оснащен всем необходимым оборудованием. В результате происшествия бишкекчан теперь будет обслуживать не три, а только две кардиологические бригады.
И это, как отмечают в Минздраве, уже не первое ДТП с участием автомобилей из парка Станции скорой медицинской помощи столицы. В двух из них виновники - люди в погонах.
...Даже из критически опасной ситуации на дорогах наши чиновники делают политику. «По поручению премьер-министра в похоронах Толкуна принял участие депутат Курманбек Дыйканбаев», - сообщил в социальных сетях и.о. министра социального развития Эдиль Байсалов.
Дыйканбаев - член фракции «Республика». Ничего, кроме циничности власти, на ум не приходит.