09:07
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95
Взгляд

А кони все скачут и скачут…

«Там конь не валялся» - так говорят о ситуации, когда налицо полное ничегонеделание. Почему конь, почему не валялся - малопонятно. Может, потому что его, коня, никто никогда не видел. А бардак (в котором именно конь-то и не валялся), присутствующий в нашей стране, очевиден.

Бойтесь данайцев...

Конечно, мы лукавим, говоря, что не знаем происхождение выражения. Знаем и немало версий, одна из которых такова: на Руси полевые работы не начинали, пока не поваляется конь. Почему? Коням, как и любым животным, перед работами нужно разминать мышцы. Вот и начинают лошади, когда их выводят из стойла, кататься по земле.

И аккурат перед жатвой в нашей стране очевидного-невероятного нашлись зоркие соколы, которые узрели-таки коня из поговорки, - это члены партии «Ата Мекен». Именно они, можно сказать, пальцем ткнули на породистого английского скакуна, приобретенного премьер-министром Омурбеком Бабановым. «У этого коня блестящая родословная. Его предки - чистокровные английские скакуны, прославленные чемпионы. Его прадеда Northern Dancer оценили в $13,2 миллиона, деда - Sandler's Wells - в $10,5 миллиона, отца - Montjeu - в $17 миллионов. Только за случку матери Islander One - Starline с его отцом Montjeu уплачено 180 тысяч евро», - компетентно заявил депутат от «Ата Мекена» Жоомарт Сапарбаев, добавив, что сам скакун оценивается на сумму от $500 тысяч до $1,3 миллиона.

Члены партии заподозрили премьер-министра в получении крупной взятки от турецкой компании «Серка». Если скакун на самом деле был преподнесен в качестве подарка, его смело можно назвать Троянским конем, в нашем случае - на погибель председателя нашего правительства. Тем более общеизвестно, что Шлиман откопал Трою на территории нынешней Турции. Но не будем углубляться в мифы Древней Греции и проводить ассоциативные параллели.

По словам Жоомарта Сапарбаева, у него «есть факты, подтверждающие нечистоплотность главы кабмина». «Представьте себе масштаб услуги, за которую Омурбек Бабанов получил такое вознаграждение» - при этом депутат-атамекеновец подробно излагает историю сомнительного строительства аэронавигационных вышек в аэропорту «Манас», которое «Жогорку Кенеш решил остановить, но турецкая компания «Серка» получает лицензию и начинает строить бесполезный объект за $12 миллионов».

Дуэль

И началось. Два Омурбека - бессменный лидер партии «Ата Мекен», опытный парламентарий Текебаев и премьер Бабанов, как Онегин и Ленский у Пушкина:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

...И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

Вот она, ключевая фраза великого поэта, характеризующая нашу действительность: сошлись... от делать нечего! И это в стране, где надо пахать, не поднимая головы, - столько у нас проблем! Зимой мы страдаем от холода и темноты, весной - от селей и оползней, летом из-за жары просто не в состоянии трудиться, а по осени нет цыплят, которых, вроде, надо посчитать, - есть угроза неурожая хлеба насущного.

Но страна уже который день вовлечена в шоу с лошадиной фамилией,  родео с участием двух политиков, преследующих очевидные цели оседлать лучшего в мире скакуна, - власть, которые пока не собираются завершаться.

- Но примешь ты смерть от коня своего! - решил в отношении Бабанова Текебаев.

- Я никуда не прятал коня, я увлекаюсь лошадьми и покупал их не только в Кыргызстане, - парирует премьер. - С главой компании «Серка» мы встречались всего два раза на официальном уровне и в апреле решили провести конные соревнования. Он тоже предложил свою лошадь, она тогда заняла второе место. Потом по договору я приобрел ее.

Вопрос, откуда у премьер-министра, указавшего в виде дохода за 2011 год сумму всего в 879 тысяч сомов (меньше $20 тысяч), $20 тысяч на покупку английского скакуна, мгновенно нашел свой ответ. «Доходы декларируются по полученным за год доходам, и мною продекларировано еще при Бакиеве 760 миллионов сомов. Я не побоялся официально заявить эту сумму. В связи с тем, что я на госслужбе, определенная часть имущества находится в доверительном управлении», - вновь парировал Бабанов и замахнулся хлыстом на коня под Текебаевым, но уже железного:

- Почему никто не спрашивает, откуда у Омурбека Текебаева после 7 апреля 2012 года появились джипы и охрана, которая получает по 20-30 тысяч сомов в месяц? А он никогда не занимался бизнесом.

Все мы немножко лошади

И пошло-поехало. Смешались в кучу кони (атамекеновцы вывели на арену еще одну лошадь, приобретенную Бабановым в 2011 году на аукционе во Франции, - скакуна Джен Ли стоимостью $100 тысяч), люди, Генеральная и транспортная прокуратуры, антикоррупционная служба ГКНБ, турецкая компания «Серка», таможенники и нотариусы, «Кыргызнефтегаз», данные деклараций по доходам Текебаева и Бабанова и их супружниц, даже Лондонская Олимпиада.

Атамекеновцы в итоге загнали премьера и его скакуна до такой степени, что Бабанов решил его вовремя и по сходной цене «загнать» оппоненту. «Если Омурбек Текебаев оценивает ее свыше $1 миллиона, то можем предложить выгодную сделку для Омурбека Чиркешовича, пусть он купит эту лошадь у премьер-министра за $20 тысяч и попробует продать дороже», - озвучил намерение патрона заведующий отделом информационной политики аппарата правительства Султан Каназаров. По его словам, «готовность купить лошадь за $20 тысяч говорит о том, что лидер «Ата Мекена» признает, что вводил общественность в заблуждение, заявляя: данный скакун стоит до $1,5 миллиона». «Заявление Омурбека Текебаева говорит о том, что он проверил информацию и убедился: это реальная стоимость лошади. Пусть хоть и поздно, но он умеет признавать свои ошибки», - принял участие в бегах Султан Каназаров. За демпинг были затребованы публичные извинения. Вчера, 14 августа, стороны выразили готовность оформить куплю-продажу. Председатель правительства при этом заявил, что скакун - не первая и не последняя его покупка. «Я очень люблю лошадей, они скачут от моего имени. И что здесь плохого?», - задался вопросом Омурбек Бабанов.

И правда, ничего плохого в этом нет. Кроме того, что в Кыргызстане, в то время как «избы горят и горят», скакать от его имени в первую очередь должна лошадь по кличке Экономика.

Бизнес