06:12
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Выборы-2007

Клара Кабилова: Для ЦИК Кыргызстана все партии – равные участники выборного процесса

ИА «24.kg» продолжает знакомить читателей с тем, как проходят досрочные парламентские выборы в Кыргызстане. Сегодня на вопросы политического обозревателя нашего информагентства в эксклюзивном интервью ответила глава Центральной комиссии КР по выборам и проведению референдумов Клара Кабилова.

 

- Как, на ваш взгляд, проходит агитационная кампания партий?

 

- Имеются некоторые шероховатости со стороны отдельных партий. Это объяснимо. Ведь политические организации впервые участвуют в подобной кампании – в выборах в Жогорку Кенеш по партийным спискам. Мы стараемся устранять эти недочеты в рамках рабочей группы, созданной Центризбиркомом. Партии достаточно активно консультируются с нами по различным вопросам. В принципе все проходит нормально. А участникам выборного процесса хочется пожелать удачи.

 

- Не слишком ли жестко поступила ЦИК по отношению к Эдилю Байсалову?

 

- Жестко по отношению к Эдилю Байсалову, но мягко – к партии, от которой он выдвигался на выборах. Мы попытались отделить кандидата от политической организации в целом. Комиссия хотела, чтобы СДПК смогла дойти до финиша, то есть процесса голосования 16 декабря. Хочу отметить, не все члены Центризбиркома согласны с этим.

 

- Вы считаете, что партия должна возместить ущерб, который понесла ЦИК в связи с уничтожением бюллетеней. Не опоздаете с распечаткой новых бюллетеней?

 

- Новые бюллетени уже начали печатать. Мы должны успеть обеспечить ими самые отдаленные районы страны. Ждем, когда СДПК возместит нам ущерб. Если этого не произойдет, мы поставим вопрос в соответствующих структурах об аресте ее избирательного фонда.

 

- А если возмещение ущерба Центризбиркому полностью опустошит избирательный фонд этой партии?

 

- Может произойти и так… На наш взгляд, случай с Эдилем Байсаловым поднял проблему ответственности кандидатов и партийной дисциплины. Инцидент показал, что член политической организации не должен позиционировать себя отдельно от коллектива. Партия обязана отвечать за действия своих членов, а они, в свою очередь, - за деятельность партии.

 

Думаю, эта история послужит уроком не только для этой, но и других политических организаций. Партия - не набор случайных попутчиков. Люди, выдвинутые ею, должны работать вместе и работать ответственно.

 

- Вам не кажется, что этот и другие случаи свидетельствуют о неготовности партий к формированию парламента? Может быть, политические организации до этого еще не доросли?

 

- Партийное строительство в Кыргызстане продолжается около 15 лет. Конечно, был период, когда к нему относились равнодушно – во время выборов по мажоритарной системе. Но новый порядок формирования парламента послужил хорошим толчком к развитию политических организаций.

 

- С другой стороны, партии в Кыргызстане все еще остаются малочисленными. Вопрос в связи с этим: могут ли политические организации вообще претендовать на защиту интересов избирателей?

 

- У каждой из политических организаций в Кыргызстане есть свой электорат. А объявление досрочных выборов в Жогорку Кенеш заставило партии обратиться к населению в целом, усилить работу в различных регионах. Очень надеюсь на то, что теперь политические организации будут более активно доводить до населения свои программы. Голосование станет экзаменом, который выявит, как успешно партии сумели привлечь к себе избирателей. Выборы покажут реальную картину и позволят объективно оценить, какой поддержкой электората пользуется та или иная политическая организация.

 

Многие партии, намерившиеся участвовать в выборах, полагаю, пользуются хорошей поддержкой населения. Ведь среди них есть политические организации с большой историей. Хотя, конечно, встречаются и партии «случайные», однодневки. Это выявил процесс регистрации.

 

- Однако в числе партий, участвующих в выборах, есть и молодые, которым несколько месяцев от роду…

 

- Такие партии тоже имеют право участвовать в выборах. Они сформировались из граждан с государственным мышлением, общими взглядами на решение проблем, состоявшихся в разном качестве людей. Думаю, там нет случайных членов. Партии одного человека или одной семьи были отсеяны во время регистрации.

 

- Партии критикуют ЦИК за требования к спискам кандидатов и необходимость набрать определенные проценты голосов. Почему комиссия установила столь высокие барьеры?

 

- Замечу, что критикуют нас не все партии, а отдельные. В основном, те, что не прошли регистрацию. Некоторые из них, подчеркну, «завалились» на списках специально, чтобы «красиво» уйти в оппозицию. А требования выдвигала не ЦИК. Они прописаны в Кодексе о выборах.

 

Что касается барьеров, то здесь критика несерьезна. Что такое поддержка 13 тысяч избирателей в каждой области, если раньше депутаты по одномандатным (заметьте!) округам набирали по 18 и более тысяч голосов. Разве можно назвать это требование проблемой для целой партии? Я воспринимаю подобные замечания как спекуляции. Тем более, разве кто-то говорил, что все 12 зарегистрированных партий обязательно пройдут в парламент? Если политическая организация не сможет набрать требуемое количество голосов, то это не проблема якобы чрезмерно высокого барьера, как представляется некоторым. Это вопрос реального авторитета самой партии.

 

- Ряд партий грозят объявить выборам бойкот. Что произойдет, если они действительно его объявят?

 

- Ничего экстраординарного. Если партии захотят сойти с дистанции, мы их вычеркнем из списка участников досрочных парламентских выборов. Думаю, для политических организаций с большим стажем несолидно делать подобные заявления.

 

- ЦИК подвергается жесткой критике и со стороны гражданского общества. Вас это не смущает?

 

- К критике отношусь нормально. Если она конструктивна – принимаю. Если нет – пытаюсь понять причину. Но случается, что критика не просто неконструктивна. Она ничем не обоснована. Как, например, со стороны руководства правозащитного центра «Граждане против коррупции» или Коалиции «За демократию и гражданское общество». Действия со стороны последней я расцениваю как попытку помешать работе ЦИК. А против первой мы намерены обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства государственного органа.

 

- Во время выборов в местные кенеши эксперты отмечали попытки войти в них представителей запрещенных экстремистских и радикальных организаций. А как сейчас?

 

- В некоторые политические организации, полагаю, действительно могут пытаться войти представители течений радикального толка. За это, полагаю, должны отвечать сами партии и их лидеры. Но если будут представлены доказательства, что тот или иной кандидат – экстремист, поставим вопрос об исключении его из списка претендентов либо отстраним от выборов саму политическую организацию.

 

- ЦИК подозревают и обвиняют в «игре в одни ворота». В том числе и в связи с тем, что одна из партий открыто называется партией власти и фаворитом гонки…

 

- Я даже не включаюсь в подобные дискуссии. Что же касается прогнозов аналитиков и политологов… Наверное, они на чем-то основываются. Мы же, члены ЦИК, смотрим на все партии как на равных участников выборного процесса. Центризбирком – технический орган, который обеспечивает право избирателей на участие в формировании власти. Решать, кто пройдет или не пройдет в парламент, будем не мы, а электорат.

 

- Как конфликтолог, вы не опасаетесь, что досрочные выборы в Жогорку Кенеш могут привести к новому политическому конфликту?

 

- Никаких предпосылок для конфликтов в Кыргызстане, на мой взгляд, сегодня не существует.

 

- А нет ли опасений перед вмешательством внешних сил, как это случилось в 2005 году?

 

- С внешним влиянием на внутриполитическую ситуацию сталкиваются в любой стране. Это связано с вопросами безопасности и взаимозависимости государств в мире. Другой вопрос, активно или пассивно это влияние? Активного на данный момент я не вижу. Тем более что мы смотрим на всех с дружеских позиций – как на силы, заинтересованные в стабильном развитии нашего государства. Хотя бывают и малоприятные моменты. На днях, например, в ЦИК пришел руководитель местного представительства Национального демократического института США и пытался говорить с нами на повышенных тонах. Он практически оскорбил одного из членов ЦИК. Считаю подобное недопустимым. Это можно расценить как попытку вмешательства во внутренние дела независимого государства. В целом же отношения с международными организациями у нас складываются конструктивно.

 

- Будет ли население активно участвовать в досрочных парламентских выборах? Ваш прогноз?

 

- Думаю, процент явки на участки для голосования будет достаточно высоким. Все партии сейчас усиленно работают по привлечению электората к выборам для преодоления процентного барьера.

 

- Какой вопрос я вам не задал?

 

- Об ответственности избирателей и административном ресурсе. Я призвала бы граждан заранее уточнить на избирательном участке, внесены ли их фамилии в список для голосования. А вопрос административного ресурса, на который жалуются партии, это проблема менталитета.

 

ЦИК не может контролировать абсолютно всех чиновников на местах. С другой стороны, не исключаю, что вопрос о незаконном использовании административного ресурса слишком раздут. Может быть, это защитная реакция некоторых партий?

Бизнес