06:25
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Экономика

Равшан Джеенбеков: Иностранный инвестор в Кыргызстане должен опираться не только на власть, но и на общественное мнение

В Кыргызстане продолжаются шумные дебаты вокруг крупнейшего золотого проекта «Кумтор». Сегодня о нем решил высказаться известный политик Равшан Джеенбеков (Sloan School of Manadgement, MIT (Массачусетский технологический университет), ответивший на вопросы ИА «24.kg».

 

- Справедливы ли требования к компании о повышении ее социальной ответственности? Что может в Кыргызстане связать частный бизнес и благотворительность?

 

- Частные компании, безусловно, должны брать на себя социальную ответственность, так как только она может дать им уверенность в стабильной работе и развитии своего бизнеса в той или иной стране. В случае с «Центеррой» очевидно, что инвестор заинтересован в долгосрочной работе в нашей стране. Поэтому он должен вкладывать в социальные программы даже значительно больше, чем раньше. Подобной деятельностью занимаются все уважающие себя транснациональные компании. Они вкладывают в развитие инфраструктуры на местах, создают школы для менеджеров. Ведь чем больше последних в стране, тем инвесторам легче работать. Один из примеров – компания «Дженерал электрик», которая недавно вышла на рынок Казахстана. Кроме прочих обязательств этот инвестор согласился обучить в США 30 менеджеров высокого класса из числа граждан РК.

 

- «Центерра» тоже готовит менеджеров?

 

- К сожалению, я не слышал ничего подобного ни от «Центерры», ни от правительства КР. Она вообще вызывает впечатление замкнутой на себе компании – будто что-то все время скрывает, чего-то боится. Думаю, менеджменту необходимо обратить на это внимание, так как это серьезная проблема. Если они позиционируют себя как публичную компанию, надо быть более транспарентными, менять имидж. Надо работать не только с президентом или правительством Кыргызстана, но и политиками, неформальными лидерами, молодежью, местным населением. «Центерра» должна опираться не только на власти, но и на общественное мнение. 

 

- Как, по-вашему, имеет ли Кыргызстан право на пересмотр соглашения с этим инвестором?

 

- Думаю, что да. На мой взгляд, акционеры компании с пониманием отнесутся к желанию кыргызской стороны откорректировать с ней соглашение. На мировом рынке цена на золото растет. По прогнозам экспертов, в 2008 году она составит в среднем $1050 за унцию. И на этом рост, очевидно, не остановится.

 

В мировой практике, кстати, прецеденты пересмотра соглашений были. Например, в 1990-е годы Ботсвана пересмотрела свое соглашение с бриллиантовым гигантом De Beers в пользу государства. Инвестор пошел на значительные уступки. Казахстан не так давно пересмотрел нефтяное соглашение по месторождению Кашаган с группой западных компаний во главе с Eni (Италия) и Exxon Mobil (США). Они также пошли на уступки.

 

Из этих случаев следует, что наше правительство имеет право пересмотра существующего соглашения в пользу страны. Но инвесторы должны быть уверены, что договоренности изменят только один раз. И сделано это будет исключительно в интересах страны, а не какой-то узкой группы.

 

- Что может служить тому гарантией?

 

- Открытость и прозрачность всех принимаемых по этому проекту решений. Ведь многие наши беды в инвестиционной сфере связаны с тем, что договоренности, по сути, заключаются в узком кругу лиц, к тому же не обладающих специальными знаниями. Так что если мы действительно хотим изменить соглашение в пользу страны и сделать его легитимным, то лучше привлечь в качестве консультантов правительства специализированные международные консалтинговые компании. Последние дорожат своей репутацией, а значит, выполнят обязательства профессионально и честно. Обмануть их практически невозможно, поэтому им доверяют.

 

- А если «Центерра» не захочет продолжать переговорный процесс и подаст в международный арбитраж?

 

- Инициировать подобные судебные разбирательства невыгодно ни нашей, ни канадской стороне. Поэтому уверен, что дело до международного арбитража не дойдет. А если иск будет подан, то, как мне кажется, в выигрыше останется кыргызская сторона.

 

- Возможна ли национализация Кумтора, о чем говорят некоторые парламентарии?

 

- Это нереально. У Кыргызстана на это просто нет денег, республика не располагает современными технологиями золотодобычи, не знает рынка золота, не имеет опыта. Есть и еще один серьезный минус – коррупция. Самый лучший путь для Кыргызстана, на мой взгляд, - стать нормальным партнером для инвесторов. Дать последним возможность спокойно и стабильно работать в нашей стране.

 

- Как вы можете прокомментировать заявление министра Акылбека Жапарова о том, что бывшие высокопоставленные чиновники якобы получили от «Центерры» $400 миллионов?

 

- Как я понимаю, таким образом Акылбек Жапаров косвенно обвиняет в причастности к коррупции в Кыргызстане канадскую сторону. В этом случае мне, как и многим другим, было бы интересно узнать о позиции «Центерры». Они должны опровергнуть заявление министра либо подать на него в суд. Однако пока канадцы молчат. Хотя западные компании, как правило, очень болезненно воспринимают подобные заявления, так как это вопрос чести и репутации.  

 

Подождем реакции «Центерры»…

Бизнес