14:14
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Экономика

Возрождение железных дорог

Бизнес - инфо

 

Немногие компании в Кыргызстане могут похвастать столь активным развитием и такими явными успехами, как «Кыргыз темир жолу». За последние два года на предприятии сделано больше, чем за пятнадцать предыдущих лет.

 

Причин такого роста отрасли две. Первая – это пристальное внимание властей Кыргызстана к развитию этой сферы экономики. Так, президент КР Курманбек Бакиев за особый вклад в развитие отрасли награжден Советом по железнодорожному транспорту стран СНГ званием «Почетный железнодорожник». Его помощь позволяет «Кыргыз темир жолу» успешно проводить в жизнь самые смелые и перспективные проекты. Вторая причина – приход к руководству предприятия команды сильных и профессиональных менеджеров.

 

Крупные инвестиции

 

Для развития железных дорог требуются значительные инвестиции. Возврат вложений в эту сферу не так скор, как в других областях экономики. Тем не менее руководство «Кыргыз темир жолу» работает с потенциальными инвесторами и международными финансовыми организациями. Ведутся переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) по привлечению $4 миллионов на закупку современных комфортабельных пассажирских вагонов. Обсуждается проект технического перевооружения информационно-вычислительного центра (ИВЦ) «Кыргыз темир жолу», то есть модернизация стрелок, путей и переходов.

 

Эксперты одной из крупнейших китайских компаний в области коммуникаций сегодня совместно со специалистами «Кыргыз темир жолу» рассматривают варианты установки современной связи на железной дороге. Проект будет подготовлен через месяц, а модернизацию планируется начать уже в следующем году.

 

Однако главным инвестиционным проектом «Кыргыз темир жолу», по мнению первого заместителя гендиректора предприятия Асана Рысмендиева, станет электрификация железной дороги. Стоимость этого проекта, по предварительным оценкам, составляет около $100 миллионов. В первую очередь будет электрифицирован участок от Бишкека до станции «Луговая». Его протяженность составляет всего 154 километра, но это основная артерия, которая связывает Кыргызстан с Казахстаном и Россией. Проект будет реализован в течение пяти лет, поскольку электрификация потребует полной реструктуризации всей инфраструктуры железных дорог. А это ремонт полотна, наладка верхних электрических путей, а также приобретение электровозов. Однако экономия за счет электрификации, по расчетам специалистов, составит почти $5 миллионов в год. Немаловажно и то, что электровозы – это один из самых экологически чистых и комфортабельных видов транспорта. Эксперты «Кыргыз темир жолу» полагают, что с его внедрением повысится престиж поездок по железной дороге, и, значит, возрастет поток пассажиров. 

 

Барометр кыргызской экономики

 

Железные дороги – это своеобразный барометр экономики страны. По их развитию можно судить об общем росте благосостояния населения. Сегодня «Кыргыз темир жолу» может полностью удовлетворить потребности республики в железнодорожных перевозках, предлагая клиентам весь комплекс услуг по экспедированию, складированию, транспортировке, погрузке, разгрузке и охране грузов.

 

По словам заместителя директора по грузовым перевозкам «Кыргыз темир жолу» Алмазбека Ногойбаева, сегодня у грузовой железнодорожной отрасли большие перспективы. В частности, в 2008 году планируется реализация абсолютно нового для республики проекта мультимодальных перевозок. Он заключается в том, что китайские бизнесмены намерены поставлять в Туркмению оборудование для нефтеперерабатывающих заводов. Его доставят по рельсам до границы с Кыргызстаном, а затем автомобильным транспортом - до станции «Рыбачье». После чего оборудование вновь погрузят в вагон и отправят в Туркмению.

 

Вагонных дел мастера

 

Трудно даже определить, какой из проектов «Кыргыз темир жолу» в 2008 году станет самым глобальным. Наверное, все-таки модернизация заводов по ремонту пассажирских и грузовых вагонов. Недавно запущены цеха по восстановлению пусконаладочного, холодильного, вентиляционного, радио- и электрооборудования, а также по обработке дерева и покраске. Кроме того, реконструирован вагономоечный цех.

 

Закуплена новейшая техника для выявления дефектов и ремонта вагонов. Руководство «Кыргыз темир жолу» утверждает, что далеко не каждое подобное предприятие - даже в России и в Казахстане - может похвастаться подобным оснащением. Идут работы по восстановлению парка грузовых вагонов, а также по реконструкции железнодорожного полотна.

 

Кстати, за последний год на предприятии «Кыргыз темир жолу» дважды повышена заработная плата сотрудникам. В настоящее время среднемесячный заработок составляет 7 тысяч 873 сома, в то время как в 2005 году эта сумма была равна 4 тысячам 429 сомам.

 

Но главный подарок железнодорожникам преподнесла мэрия Бишкека. Предприятию выделен участок недалеко от микрорайона «Аламедин-1» для строительства четырех девятиэтажных жилых домов. Возводить для себя квартиры железнодорожники будут сами, так как имеют для этого все необходимое.  

 

Клиент всегда прав

 

С начала 2007 года пассажирооборот «Кыргыз темир жолу» вырос на 4 процента по сравнению с показателями 2006-го. Но самое главное - на железной дороге изменилось само отношение к клиентам. Сегодня российские поезда следуют по маршруту Бишкек - Москва, и пассажиры отмечают возросший уровень комфорта. Металлопластиковые окна, удобные полки, титаны с горячим чаем – что еще нужно для приятной поездки? А если добавить к этому белоснежное белье и внимательных проводников, то по уровню сервиса кыргызские поезда уже вполне могут поспорить с российскими.

 

В 2008 году «Кыргыз темир жолу» планирует открыть новый маршрут Бишкек - Уфа, а также наладить беспересадочную перевозку пассажиров до Петербурга, Киева и Адлера. Кроме того, будет пущен дополнительный рейс Бишкек – Екатеринбург - Бишкек. Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев не раз в своих выступлениях перед железнодорожниками отмечал важность развития не только зарубежных, но и внутренних направлений. Сейчас идет активная работа по развитию таких маршрутов. Сегодня в Ташкенте ремонтируются 30 вагонов. Восемь из них будут использованы для внутренних перевозок.

 

Кроме того, для удобства приобретения билетов открыты дополнительные кассы. А станция «Бишкек–2», возведенная по высоким мировым стандартам лишний раз демонстрирует грандиозные планы национального перевозчика.    

 

Можно не сомневаться, что через несколько лет железные дороги Кыргызстана полностью поменяют свой облик.

Бизнес