08:48
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94
Экономика

Бишкек – Ош: шесть полос надежды

Реконструкция трассы Бишкек - Ош, являющейся связующим звеном между севером и югом Кыргызстана, длится с 1998 года. То в государстве нет денег, то доноры не готовы инвестировать в строительство дорог, поэтому несколько участков так и остались незавершенными. Большую часть, а именно 664 километра, реконструировали в 2007-м за счет кредита Азиатского банка развития. Неохваченными остались участки на севере - от Бишкека до Кара-Балты и на юге - от Маданията до Джалал-Абада.

Правительство договорилось с АБР и ЕАБР о выделении средств на завершение этого проекта. Работы должны начаться уже весной 2015 года, а пока Министерство транспорта и коммуникаций готовится к отбору подрядчика и консультанта.

После завершения реконструкции дорога Бишкек - Кара-Балта станет единственной шестиполосной в КР. Но чтобы увеличить количество полос, придется передвинуть, а где-то и снести постройки вдоль трассы. Пожалуй, это самое сложное, с чем предстоит столкнуться транспортникам. Подробнее о грядущем строительстве трассы новой категории в интервью ИА «24.kg» рассказал заместитель главы Минтранса Улан Уезбаев.

- На каких условиях ремонтируется дорога?

- Проект поделен на четыре фазы, первые из которых мы уже реализовали. Из-за отсутствия финансирования осталось две. Участок Бишкек - Кара-Балта финансирует АБР, Маданият - Джалал-Абад - ЕАБР. С донорами уже одобрено соглашение. В ближайшее время состоится тендер по отбору консультанта и генерального подрядчика. Всего банк выделяет $122,8 миллиона, где доля правительства - $22 миллиона, которые будут выплачены в виде налога. Кредит выделен под 1 процент годовых, в последующие годы - 1,5 процента годовых на 32 года. Льготный период - 9 лет. Из выделенной суммы $35 миллионов - грант, кредит - $65 миллионов.

В ноябре-декабре планируется провести тендер по отбору генерального подрядчика. В основном с АБР сотрудничают китайские и турецкие компании. В принципе все подрядчики могут участвовать в тендере, если отвечают международным стандартам реконструкции автомобильных дорог.

Реконструкцию дороги от села Маданият до Джалал-Абада финансирует Евразийский банк развития, выделяя $60 миллионов, доля кабмина - $12 миллионов. Кредит выдан на 20 лет с льготным периодом 8 лет. Кредитная ставка - 1 процент годовых. Дата погашения основного долга (полугодовые платежи) - с 2022 года. По этому проекту также отбираются консультант и генподрядчик.

- Готово ли технико-экономическое обоснование?

- Документ подготовлен, так как нужно знать стоимость основных работ. По трассе Бишкек - Кара-Балта предполагается заменить 52,5 километра дорожного полотна, по дороге Маданият - Джалал-Абад - 67.

- Почему дорога из Бишкека в Кара-Балту обойдется дороже, чем из Маданията в Джалал-Абад, ведь там протяженность больше?

- Все зависит от категории трассы. Участок на юге так и останется в третьей категории - полоса в одну сторону, полоса в другую. По дороге Бишкек - Кара-Балта некоторые участки будут первой и второй категорий. По проекту от Бишкека до Маловодного будет шестиполосная трасса. От Маловодного до кольцевой Кара-Балты - четырехполосная. Ширина полотна увеличится в два раза.

- Многие объекты расположены прямо на будущей дороге. Их будут сносить?

- Да, будут вырубаться деревья, переноситься частные постройки. Компенсация включена в сумму кредита. АБР выставляет основное условие: местные жители не должны пострадать от реконструкции, поэтому закладывают определенные средства на выплату компенсаций, сумму которых определяет независимый оценщик и утверждает правительство.

Разрешение на возведение объекта вдоль трассы выдается на 1 год. Гражданин, затеявший стройку, уведомлен, что при реконструкции его объект будет снесен или передвинут дальше. Получившие разрешение знали, что, например, АЗС будут демонтироваться. А с мая по распоряжению кабинета министров и вовсе не выдаются разрешения на строительство, установку магазинов и АЗС по этой дороге.

- Сколько объектов будет перенесено или снесено?

- Количество еще не утверждено. Без согласования с инвестором мы не можем принимать решение, вопрос просчитывается. При проектировании сразу было ясно, что некоторые объекты попадут под снос. В основном это деревья и легкие конструкции. Жилые дома сноситься не будут. Ширина дорожного полотна увеличится на 2-3 метра.

Когда мы строили дорогу Бишкек - Нарын - Торугарт, в некоторых районах также предусматривался снос объектов. Оценщик оценил дом в $5-10 тысяч, а владелец - в $50-100 тысяч. Нам было проще изменить проект, чем выплачивать такие суммы.

На трассе Маданият - Джалал-Абад перенос объектов также предусмотрен, но минимальный.

- Все действия по переносу вы должны согласовать с АБР. А кто будет договариваться с жителями, которые могут и не согласиться на снос?

- Для начала будет создана комиссия. С каждым владельцем проведут переговоры. Обычно этим занимается наша сторона, а затем передает результаты в банк и правительство. Хозяин объекта должен написать заявление, что согласен на такую компенсацию, и подтвердить, что никакого насильственного захвата имущества нет. Без его разрешения мы не сможем действовать.

- Насколько необходимо расширение трассы?

- Сейчас она сильно перегружена. В сутки из Бишкека в Сокулук проезжает около 50 тысяч машин. В 2007 году интенсивность составляла 20 тысяч авто в сутки, а 10 лет назад - всего 8 тысяч. Интенсивность увеличивается. По неофициальным данным, ежедневно из пригородных сел в столицу приезжает 150 тысяч человек.

- Сколько продлится реконструкция?

- Условия прописываются в контракте с генеральным подрядчиком. Пока сроки не определены. Предварительно строительство новой дороги займет около двух лет. В течение года будут снимать старый асфальт, подготовят основание, а во второй год начнется укладка покрытия. Подрядчик также установит заграждения, дорожные знаки, нанесет разметку. В населенных пунктах будут уложены и тротуары.

Так как это первая шестиполосная трасса, следить за ее строительством будут особенно тщательно не только транспортники, но и общественность.

- Практика показывает, что в Кыргызстане дороги в основном строят китайские компании. Есть ли у вас нарекания к их работе?

- Мы не принимаем дорогу, если она не соответствует качеству. Создается комиссия, которая полностью изучает объект, его состояние. К тому же нужно изучить заключение консультанта. Все документы направляются в банк, осуществляющий финансирование. Если он одобрит дорогу, мы принимаем ее на баланс.

alt
Бизнес