08:18
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96
Экономика

В борьбе с голодом

Какая сегодня дата, пенсионерка Антонина Петровна не знает. Ее больше волнует, как запастись на зиму продуктами. «Лук, к примеру, дорожает чуть ли не каждый день. И почему пару недель назад я не стала покупать мешок по 17 сомов за килограмм?! Сегодня лук стоит уже почти 25 сомов. Я уже не говорю про остальные продукты. Цены растут как на дрожжах! Давно такого не припомню», - вздыхает бабушка. Всего в республике насчитывается около 580 тысяч пенсионеров, из них почти половина получают пенсии ниже прожиточного минимума. А сколько в стране малообеспеченных! И у всех болит голова о том, как прокормиться этой зимой.

А сегодня отмечается Всемирный день продовольствия. Он был провозглашен в 1979 году. Памятная дата дает еще один повод задуматься над тем, что сделано и что еще предстоит сделать для решения глобальной проблемы - избавления человечества от голода. По докладу ООН по продовольственной безопасности за 2014 год, число голодающих в мире за последнее десятилетие сократилось более чем на 100 миллионов. Тем не менее еще около 805 миллионов человек, или каждый девятый житель планеты, страдают от голода.

Согласно Целям развития тысячелетия, к концу 2015 года доля голодающих в мире должна быть снижена вдвое. Кыргызстан достиг этой цели досрочно и вошел в число 18 стран, выполнивших обязательства, за что в 2013 году получил награду от Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН в виде грамоты. Число недоедающих в республике снижено с 15,5 процента в 1992 году до 6,4 процента в 2012-м. Теперь, главное, не сдавать позиции.

Количество vs качество

«И стоит учитывать, что в потреблении продуктов питания есть два показателя: количественный и качественный. Когда мы говорим о питании, недостаточно просто просчитывать количество калорий - необходимо говорить о питательной ценности потребляемых продуктов. Только употребляя качественную, здоровую пищу, можно предотвратить истощение», - отмечает страновой директор Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН в КР Рам Сараванамутту.

«Количественный показатель сокращения недоедания в республике достигнут, но что касается качественного сокращения, тут еще остаются вопросы. В частности, 18 процентов детей в возрасте до 5 лет отстают в росте. Это средний национальный показатель, а есть региональные различия. В Баткене или Ошской области показатель значительно превышает средний порог и достигает 23-25 процентов. Кроме того, около 30 процентов женщин репродуктивного возраста страдают от анемии. В среднем хроническое недоедание и истощение в экономическом плане приносит Кыргызстану убытки в $32 миллиона ежегодно», - подчеркивает он.

По словам Рама Сараванамутту, население употребляет много зерновых и крахмалсодержащих продуктов, которые не обеспечивают организм питательными веществами в достаточной мере. При этом население недостаточно ест мяса, овощей и фруктов, что приводит к появлению проблем с отставанием роста и истощением. Кому-то это покажется удивительным, ведь ситуация с овощами и фруктами в республике неплохая. В чем же тогда причина? Потребление продуктов обуславливается прежде всего уровнем доходов конкретного домохозяйства, культурными особенностями и ростом цен, поясняют специалисты.

Все под контролем?

В конце сентября ситуацию с продовольственной безопасностью обсудили в Министерстве сельского хозяйства и мелиорации. Прогнозы чиновников оказались довольно оптимистичны. По словам замминистра Эркинбека Чодуева, ситуация в Кыргызстане стабильная. Вместе с тем он признал «некоторое повышение цен на отдельную продукцию», но поспешил заверить, что «большого риска нет и вопрос под контролем». А позже чиновник вспомнил про вступление в Таможенный союз, что опять же повлечет повышение цен на некоторые виды продуктов питания - «приблизительно до 15-20 процентов». Сказался и недобор урожая. В Минсельхозе уже с лета, ссылаясь на засуху и маловодье, констатируют: продовольственной пшеницы заготовлено меньше, чем в прошлом году.

Своими размышлениями на тему продовольственной безопасности с ИА «24.kg» поделился бывший министр сельского хозяйства Торогул Беков. «В 2008 году я был инициатором закона о продбезопасности КР. Что такое продовольственная безопасность? Это когда мы на 100 процентов обеспечиваем себя продуктами питания. Это хорошо. Но идеально, когда снабжены на 120 процентов: не дай бог, природные катаклизмы, неурожай, на экспорт что-то уйдет. Тогда у нас будет резерв. Ситуация удовлетворительная, когда показатель достигает 80-85 процентов, недостаток мы можем докупить, и в целом народ голодным не останется, - поясняет он. - Какая ситуация у нас сегодня? Возьмем, к примеру, хлеб. В год нам необходимо 1 миллион 150 тысяч тонн зерна. В этом году мы собрали около 600 тысяч тонн, из них лишь 450 тысяч пойдет на продовольственные цели, остальное - на технические, плюс семена, корм и потери. Собственная обеспеченность, таким образом, составляет всего 35 процентов».

По словам Торогула Бекова, республике придется импортировать примерно 700-750 тысяч тонн зерна. «Было бы хорошо, если бы Госматрезерву заблаговременно выделили деньги, тогда смогли бы закупить пшеницу еще в июле. Но деньги не выделили, и теперь будем закупать по октябрьским-ноябрьским ценам», - сетует он.

«Далее. Растительным маслом, насколько мне известно, мы обеспечиваем себя всего на 30-35 процентов, сахаром - лишь на 10-12 процентов. И как вы думаете, хорошо мы живем? - рассуждает Торогул Беков. - Единственное, чем мы себя обеспечиваем, так это картофелем (на 160 процентов) и овощами (на 115 процентов). Определенный излишек продаем в Казахстан и Россию. Минус в том, что когда они резко закрывают границы, у нас резко падают цены на эту продукцию. Не стоит забывать и то, что Россия ввела санкции для европейских стран, в результате идет активное вымывание нашей продукции в РФ и РК. Любой агроэкспортер будет вывозить товар туда, где он стоит дороже. В результате поднимутся в цене эти овощи и у нас в республике».

«Ежегодно мы экспортируем продукцию сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности примерно на $200-250 миллионов (данные за 2012, 2013 годы), а импортируем на $850-900 миллионов. А еще считаемся аграрной страной! Для сравнения: в Израиле проживает население чуть больше нашего - около 7,5 миллиона человек, а территория страны в четыре раза меньше нашей, при этом 90 процентов - это пески и пустыни. А они себя кормят и еще на $2-2,5 миллиарда экспортируют сельхозпродукцию», - приводит данные бывший чиновник.

Пережить зиму

«Сегодня все прогнозируют холодную зиму, дай бог, чтобы я ошибся, и зима не оказалась еще и голодной. Есть наука агрометеорология, согласно которой закономерна цикличность. Если лето жаркое и сухое, то зима бывает суровой и долгой. В этом году лето было засушливым, сам подсобное хозяйство в Сокулуке не смог ни разу полить. Урожай потерян. Это дает повод, чтобы насторожиться и подготовиться к зиме, - продолжает Торогул Беков. - Многие не заготовили корма. Более того, мы не закрыли границы, и основная часть кормов ушла в соседние страны - Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. В результате цена за тюк сена выросла со 100 сомов до 250».

«Без кормов люди массово начнут резать скот. Если весной овца стоила 7-8 тысяч сомов, то сейчас фермер продаст ее за 5-6 тысяч. Это оптовые цены, а розничные не изменились. То есть увеличилась только маржа перекупщиков, владельцев мясных рынков и цехов, а простой крестьянин пострадал. А ведь многие брали кредиты. Кстати, кредитование тоже проводилось бездумно: 90 процентов выдали на животноводство, хотя бы половину нужно было направить на растениеводство. Дай бог, чтобы мы выжили этой зимой. Особенно меня волнует февраль-март», - говорит экс-министр сельского хозяйства.

Долгая песня

Правительство, к слову, тоже думает над проблемой. В министерствах и ведомствах обсуждают проект Программы обеспечения продбезопасности и питания в КР на 2014-2017 годы. Правда, 2014-й уже скоро закончится. Общая финансовая потребность на эти годы составляет чуть больше 12 миллиардов сомов. Возможности в целом оцениваются на уровне почти 9 миллиардов сомов. В том числе донорское сообщество и частные инвесторы предоставляют более 1 миллиарда 374,2 миллиона сомов (15,4 процента от общей возможности). Остается изыскать 3,1 миллиарда сомов, или 25,8 процента от потребности. Найдут ли деньги в условиях постоянной нехватки бюджета?

По словам Торогула Бекова, принять национальную доктрину по обеспечению продбезопасности предлагается еще с 2008 года. «Даже став министром в 2011-м, я так и не смог пробить это через Минфин. Ответ один: денег нет. Однако государство только тогда является таковым, когда может обеспечить национальную безопасность. А главным ее фактором является продовольственная безопасность. Сытый человек никуда не пойдет. А на что готов голодный? Так что эта песня длится уже почти 6 лет», - констатирует бывший министр.

«Чтобы реализовать проект, по грубым подсчетам, ежегодно необходим $1 миллиард живых денег - примерно столько, сколько мы тратим на импорт сельхозпродукции, - считает Торогул Беков. - Так чем кормить иностранного фермера, давайте каждый год вкладывать этот миллиард в наше сельское хозяйство, наши разработки, новые сорта и технику!».

Бизнес