05:47
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Экономика

Новая метла

Изменится ли инвестиционная политика в Кыргызстане с приходом нового премьера?

В республике сменилась власть. Исполнительная. С ней многие граждане страны связывают надежды на улучшение экономики, тем более что Жанторо Сатыбалдиев - новый премьер-министр - уже заявил: это направление станет для кабмина приоритетным.

«Ситуация в экономическом секторе остается сложной и требует кардинальных решений», - подчеркнул он, дипломатично умолчав по какой причине. Наследство, которое досталось ему от предшественника - Омурбека Бабанова, тяжелое. Прежний кабинет министров довел страну до ручки и сделал практически невозможным привлечение в республику инвестиций, так необходимых для развития экономики.

Как собирается исправить ситуацию Сатыбалдиев? Так новый премьер, к примеру, собирается изменить государственную политику в отношении инвесторов, которые работают в горнодобывающей отрасли. Одним из свидетельств тому является переназначение либерала Джоомарта Оторбаева. Последний, напомним, привлечен в правительство для работы с иностранными инвесторами, однако в силу политических причин, о которых неоднократно писали различные СМИ, сделать этого не мог. В новом кабинете статус Оторбаева повышен. Он стал первым вице-премьер-министром, что дает бизнесу надежду на улучшение делового климата. Тем более что Оторбаев неоднократно заявлял: инвесторам необходимо создать благоприятные условия для работы. В противном случае рассчитывать на привлечение капиталовложений в крупные экономические проекты нельзя.

Новый премьер-министр в свою очередь успел обозначить позиции нового правительства по важному вопросу - экологии. Последняя считается горячей темой в сфере инвестиций в горнодобывающую отрасль. Практически каждая компания, работающая в Кыргызстане, подвергалась давлению со стороны так называемых местных сообществ, якобы ратующих за охрану окружающей среды. На самом деле за группами активистов, митингующих у месторождений и препятствующих работе горняков, зачастую стоят узкие и корыстные интересы. Однако речь сейчас не об этом, а об угрозе для экономического развития страны, которую несут в себе эти группы. Доказательство - срыв первого в истории независимого государства открытого аукциона на месторождения.

Примерно та же ситуация наблюдается вокруг крупнейшего горнодобывающего проекта - рудника «Кумтор». Последний подвергается прессингу со стороны властей и ангажированных групп не первый год. В 2012-м группа парламентариев даже потребовала национализации проекта и пригрозила его захватом. Поводом послужили обвинения в якобы имеющихся нарушениях норм экологического законодательства. Правительство Омурбека Бабанова, пойдя на поводу группы депутатов, создало госкомиссию и намерилось провести ряд экспертиз, чтобы определить, оправданы ли нападки на инвестора. Прежний кабмин даже успел привлечь к этому иностранных экспертов, чьи услуги обойдутся бюджету в $1 миллион. Однако после отставки правительства Бабанова процесс приостановлен, поскольку стало понятно: новый кабинет не заинтересован поддерживать прежнюю линию, поскольку она идет в разрез интересам государства и не позволяет работать на улучшение жизненного уровня населения.

«Я не стал бы применять в отношении месторождения Кумтор термин «национализация», - заявил Жанторо Сатыбалдиев, подчеркнув, что не поддерживает идею передачи рудника государству. - Тем более что в Иссык-Кульской области нужно обеспечивать местных жителей работой и решать существующие экологические проблемы».

Чтобы снять проблемный вопрос с повестки, Жанторо Сатыбалдиев намерен добиться проведения инвентаризации законов, касающихся природоохраны. Впрочем, вполне возможно, что новый премьер пока не представляет, во что он ввязывается. Об этом, в частности, говорит экологическая политика, проводимая государством как на Иссык-Куле, так и в других регионах республики.

Так, по оценкам представителей туристического бизнеса, официальные структуры отстранились от реализации природоохранных мер, переложив ее на плечи предпринимателей. Впрочем, сделав это, государство до сих пор не озаботилось созданием условий для работы тех же очистных сооружений в здравницах, которые нуждаются в бесперебойной подаче электроэнергии. Более того, подавляющая часть суммы, собранной в качестве экологических сборов, скрывается от казны. Оставшаяся же направляется не в сферу природоохраны.

Существующая система, отмечают эксперты, выгодна коррупционерам, поскольку позволяет чиновникам добиваться нелегальных выплат от бизнеса. Сможет ли новое правительство переломить ситуацию? Этот вопрос пока остается без ответа. Но уже озвучен ответ на другую, не менее важную проблему.

«Все претензии, которые предъявляет горнорудным компаниям часть населения, должны адресоваться исключительно государству, депутатам, правительству, - заявил председатель совета по туризму Союза предпринимателей Михаил Халитов. - Взять те же обвинения в нарушении экологии. Она регулируется техническим регламентом, установленным законами и прочими нормативно-правовыми актами. Кто их устанавливает? Правильно! Государство в лице правительства. Оно же распределяет доходы и налоги от деятельности компании. А все социальные обязательства инвестора или предпринимателя заканчиваются уплатой налогов. Не виноват инвестор, что правительство распределяет их, мягко говоря, не понятным для населения образом. Любое требование дополнительной социальной нагрузки на инвестора должно относиться к компетенции Уголовного кодекса, потому что это, по сути, вымогательство, шантаж, рейдерство. А то, что сегодня происходит вокруг того же «Кумтора», - нонсенс. Государство призвано соблюсти баланс интересов общества и бизнеса, а у нас получается, что оно в лице правительства становится и судьей, и палачом».

Сможет ли правительство Сатыбалдиева изменить отношение к инвесторам и, в общем, к бизнесу? Не исключено. Тем более нового главу нового кабинета министров эксперты называют кризис-менеджером. Вопрос только в том, удастся ли ему заставить чиновничью команду работать во благо страны, а не ради чьих-то коррупционных интересов.

Бизнес