14:26
USD 88.91
EUR 94.75
RUB 0.95
Экономика

«Востокэлектро». Продавцы воздуха

Известный во всем мире ученый, инженер-электротехник Никола Тесла утверждал, что платить за электричество так же глупо, как платить за воздух. Однако в Кыргызстане нашлись умники, которые, можно сказать, извратили слова ученого до безобразия. Жители иссык-кульского села Тамги вынуждены платить не только за потребленное электричество, но и за «воздушные» киловатты, которые им приписывают контролеры.

Пеняй на себя

О произволе в Джети-Огузском РЭС ИА «24.kg» рассказал местный житель Виктор Бдюхин. По его словам, с апреля 2011 года ему систематически приписываются лишние киловатт-часы. «Контролер Кубат Омурсанов внес недостоверные показания счетчика, прибавив 1,5 тысячи киловатт-часов. За счет этого он покрывает потери электричества при транспортировке по сетям. Первый раз мне пришлось заплатить более тысячи сомов, но ситуация стала повторяться. Из месяца в месяц. Каждый раз, снимая показания счетчика, он терроризирует меня, заявляя, что будет записывать такие данные, какие ему нужны. Каждый разговор заканчивается скандалом», - возмущен Виктор Бдюхин.

Приписав первый раз «воздушные» киловатты, контролер произвел перерасчет, отметив, что квитанции будут приходить с предоплатой до тех пор, пока абонент не потребит приписанное количество электроэнергии. Переплата действительно была произведена, но по непонятной причине Бдюхину стали начислять пеню, хотя оплату он производил своевременно.

На контролера Кубата Омурсанова жаловались многие жители Тамги, писали коллективные письма начальнику Джети-Огузского РЭС Эрмеку Жоошбаеву. Ответ же получали от... Кубата Омурсанова: «Как приписывал лишнее, так и буду».

Кто кого?

После очередного скандала с Бдюхиным контролер распорядился в течение 7 дней вынести прибор учета на фасад дома. В противном случае грозился отрезать пенсионера от электроснабжения. Тому ничего не осталось кроме как за свой счет вынести прибор на фасадную стену. Однако в договоре на снабжение электрической энергией бытовых потребителей указано, что счетчик является собственностью поставщика, то есть распредкомпании. Но ни Джети-Огузский РЭС, ни «Востокэлектро» не возместили затраты абоненту. Энергетики имеют право обязать абонента установить прибор за свой счет, если он нарушил правила пользования электроэнергией. Доказательством в этом случае является составленный акт. Однако никаких нарушений со стороны Бдюхина зафиксировано не было.

Устав от постоянных притеснений со стороны распредкомпании, пенсионер обратился в Кызыл-Сууйскую прокуратуру. Контролера на время удалось приструнить, угрозы отключения электричества прекратились. Кроме того, Виктору Бдюхину вернули два автоматических выключателя и 35 метров кабеля, но 4 тысячи сомов за переустановку счетчика повисли где-то в воздухе.

Отписки по припискам

Чтобы как-то разобраться в сложившейся ситуации, пенсионер написал в вышестоящую инстанцию - Министерство энергетики и промышленности. Но дело заволокитили и там. Пенсионер получил отписку от заместителя министра Автандила Калмамбетова: «По вашему обращению проведено служебное расследование, в результате которого выявлено, что контролером Кубатом Омурсановым при снятии показаний со счетчика в нарушение правил пользования электроэнергией произвольно установлено количество потребленного электричества на сумму 1 тысяча 50 сомов. ОАО «Востокэлектро» произведет перерасчет, а в отношении контролера будут приняты меры административного воздействия».

У контролера Кубата Омурсанова была затребована объяснительная, в которой он всю вину за ситуацию взвалил на самого Бдюхина. Что якобы того никогда не бывает дома, когда контролер снимает показания, поэтому приходится приписывать лишнее.

«После того как счетчик прикрепили на фасад дома, контролер самостоятельно и беспрепятственно снимает его показания, но продолжает мне угрожать. Сотрудники РЭСа пытались нас примирить, говорили, что я должен простить его и не писать больше жалоб, иначе мне грозят штрафами и отключениями. Но я не намерен терпеть произвол», - говорит Виктор Бдюхин.

Свое очередное обращение в мае 2012 года он направил уже на имя премьер-министра страны. До сих пор ни ответа, ни привета.

Принципиальный абонент

В «Востокэлектро» о затянувшемся конфликте знают, но считают, что он давно исчерпан. Считают, что в Бдюхине говорит старая обида. «Мы узнали, что контролер снял неверные показания, после заявления абонента. Проверили данный факт и произвели перерасчет по фактическому потреблению. Омурсанову объявили выговор и лишили премии. Для Бдюхина главное - уволить контролера. Но по Трудовому кодексу мы этого не можем сделать. Иначе он подаст на нас в суд. В любом случае он выиграет дело, и мы будем обязаны восстановить его да еще выплатить компенсацию», - пояснил ИА «24.kg» начальник отдела реализации электроэнергии распредкомпании Сарман Какенов.

Он также разъяснил, каким образом в счете-извещении появилась пеня. «Она начислена на лишние киловатт-часы, которые приписал контролер. Мы заставили его выплатить надбавки. Проблема решена, просто абонент очень принципиальный», - добавил Сарман Какенов.

Остается констатировать: пока есть такие принципиальные люди, нарушения со стороны работников распредкомпаний (в частности, контролеров) не будут спускаться на тормозах. Энергетики то и дело говорят о внедрении автоматизированной информационно-измерительной системы контроля и учета электроэнергии, которая позволит регулировать потребление и исключит возможность сговора между абонентами и контролерами. На деле же распредкомпании продолжают содержать армию сотрудников, а те творят что хотят.

Бизнес