09:41
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94
Экономика

Готовы ли сани летом?..

«21 августа в горных местностях Сары-Адыр и Ак-Чыйырчык Нарынской области Кыргызстана сгорело 15 гектаров травы», - сообщает пресс-служба Министерства чрезвычайных ситуаций КР. 

Прошедшей холодной и снежной зимой в Кыргызстане от отсутствия кормов погибло почти 27 тысяч голов скота, еще около 17 тысяч были вынужденно забиты. Об этом еще в апреле 2012 года сообщил заведующий отделом развития животноводства, племенного дела и ветеринарии Министерства сельского хозяйства и мелиорации КР Сулайман Мамаев. Если учесть, что в настоящее время в республике более 2,6 миллиона голов скота, то кыргызстанцы потеряли за один сезон около 2 процентов имеющегося поголовья. В результате жителям горных сел республики нанесен ущерб, составляющий более 370 миллионов сомов.

По словам члена парламентского комитета по аграрным вопросам, депутата от фракции «Ар-Намыс» Эсенгула Исакова, подобные сложные погодные условия в последний раз зафиксированы в республике в далеком 1965 году. Тогда крестьянам пришлось достаточно сложно. Однако благодаря оперативным мерам по спасению домашнего скота и крестьянских хозяйств, потери удалось минимизировать. В 2012-м правительство независимого Кыргызстана сделать подобное не смогло: многие регионы республики фактически остались без кормов.

По данным Министерства чрезвычайных ситуаций, на 27 марта 2012 года в одном только Чон-Алае (Ошская область) из-за нехватки кормов погибло более 7 тысяч голов скота: из них коров - 536, яков - 268, мелкого рогатого скота - 5,7 тысячи голов и 219 лошадей.

Цена одного тюка сена в регионе достигла 600-700 сомов, в северных областях - 450 сомов. Ранее, по словам простых сельчан, обычно сено стоило 150-180 сомов.

Обещанного три года ждут...

Согласно постановлению парламента, «правительство возьмет у международных организаций грант в $6 миллионов, из которых планируется выплатить компенсации крестьянам, пострадавшим от падежа скота в отдаленных районах Кыргызстана».

Экс-глава Минсельхоза, ныне руководитель аппарата правительства Торогул Беков еще в апреле 2012-го в интервью одному из местных СМИ сообщил: «Вопрос только в том, что для выезда комиссии на место происшествия необходимо сообщение потерпевшего. Ветеринарная служба перманентно фиксирует факты падежа скота. Когда поступает сообщение о гибели животных или ином происшествии, нанесшем урон фермерскому хозяйству, на место выезжает комиссия, в состав которой входят представители Департамента государственной ветеринарии, Минсельхоза, МЧС, Минздрава и Статистического комитета. Они определяют, имел ли место факт происшествия, его причину, сумму ущерба, наличие риска эпидемиологического заражения и так далее. В случае если речь идет о падеже скота, то для доказательства факта смерти необходимо предъявить труп животного. Комиссия работает достаточно оперативно, необходимости в длительном хранении павшего поголовья и связанной с этим опасности не возникает. Далее проводится ветеринарно-санитарная обработка, труп изымается комиссией и утилизируется, а по результатам происшествия инспектором ветеринарной службы составляется протокол», - сказал Торогул Беков.

Однако чиновник был настолько занят, что за два дня, в течение которых мы к нему обращались за информацией, ни он, ни его помощники не смогли уточнить, из каких все-таки источников будут финансироваться компенсации крестьянам, если, конечно, правительство вообще собирается их выплатить. По словам помощника Бекова, «прошел уже почти год, точнее 9 месяцев. Он все данные забыл». Вот так... Обещанный ответ так и не смогли получить...

Моя твоя не понимай

Того, что «в свое время все туши падшего скота были обследованы ветеринарным врачом», не отрицает и заведующий отделом развития животноводства, племенного дела и ветеринарии Министерства сельского хозяйства и мелиорации Сулайман Мамаев. При этом он заявляет, что «ни о какой компенсации крестьянам не слышал. Даже речи и не было». «Потому что 99,9 процента погибшего скота - это частная собственность граждан. Все это делается, чтобы не распространялась болезнь животных, если таковые есть. В свое время составлены акты, совместно с Министерством чрезвычайных ситуаций проводилось сжигание и захоронение туш. Все ветеринарные и санитарные требования при этом были соблюдены», - говорит Сулайман Мамаев.

По словам заведующего отдела развития агропромышленного комплекса аппарата правительства Самира Осмоналиева, правительство при нынешнем скудном бюджете не может возместить потери скота. «Да, были предложения получить средства от международных организаций и выплатить крестьянам компенсацию. Но ни один донор не согласится на такие условия: получить и раздать. Впрочем, на этой стадии и остановилось решение вопроса о выплате компенсаций»,- добавил он. 

Что имеем? 

В целях обеспечения продовольственной безопасности страны 13 июля 2012 года правительство приняло постановление о мерах по своевременному и организованному проведению уборки урожая. Всем соответствующим ведомствам, руководителям местных органов власти предписано принять для этого необходимые меры, организовать и своевременно выполнять все необходимое для выполнения постановления. Бумажная часть работы выполнена в полной мере. А что на деле?

«В 2012 году пшеницы собрано на 200 тысяч тонн меньше прежнего», - сообщил 8 августа премьер-министр Омурбек Бабанов во время селекторного совещания. По его словам, «урожайность в сравнении с прошлым годом снизилась на 30-40 процентов». Это значит, что если кыргызстанцы в прошлом году страдали от нехватки кормов для скота, то в нынешнем им стоит позаботиться уже о себе, чтобы не остаться зимой без хлеба.

Впрочем, чиновники уверены: голод республике не грозит. Глава отдела развития агропромышленного комплекса аппарата правительства Самир Осмоналиев уверенно заявил ИА «24.kg», что «население Кыргызстана в этом году не останется без хлеба». «По прогнозам, урожай составит 600 тысяч тонн пшеницы при необходимых 950 тысячах. Да, это меньше, чем в предыдущем году. Но ожидается, что бизнесмены завезут в республику 350-380 тысяч тонн зерна. Ими уже завезено около 280 тысяч тонн. Кроме этого мы договорились с Министерством сельского хозяйства России о поставке 100 тысяч тонн пшеницы, из которых 20 тысяч тонн поступят в виде гуманитарной помощи. За остальные 80 тысяч тонн расплатимся через год - со следующего урожая»,- отмечает чиновник.

Куда уходят миллионы?

Тем временем Минсельхоз испытывает радость от того, что правительство одобрило ряд его проектов, реализуемых за счет кредита Турции в $23 миллиона.

Еще в 2012 году на презентации проекта «Агро EX-15» советник министра сельского хозяйства Мирбек Борубашев сообщил, что с 1994 года по сегодняшний день доноры оказали отрасли помощь в размере $700 миллионов. «Где эти деньги?», - задался он вопросом и поставил правильный диагноз: «В Кыргызстане Минсельхоз превратился во второй Нацстаткомитет». Чиновник имел в виду, что ведомство занимается исключительно бумажной работой - ведет подсчет данных. Реального руководства сельским хозяйством нет.

Что делать?

По данным Минсельхоза, поголовье скота в Кыргызстане ежегодно будет увеличиваться на 1-4 процента. Не секрет, что на землях сельхозназначения так называемые самозахватчики зачастую возводят дома, и никто их не может остановить. Посевные площади сокращаются, трава на полях горит гектарами...

И как тут не вспомнить добрым словом доброго дядюшку, в роли которого выступил в очередной раз казахский элбасы Нурсултан Назарбаев. 21 августа во время встречи с Алмазбеком Атамбаевым он пообещал 200 тысяч тонн зерна вместо обещанных ранее 100 тысяч, да еще с рассрочкой платежа. Об этом стало известно на встрече двух президентов с журналистами. Какое счастье, правда?

Но нельзя не обратить внимание на тонкий намек умного соседа: «Страна должна жить, все-таки опираясь на собственные силы. Надо работать!».

Бизнес