18:58
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Экономика

Предложение, от которого не отказываются

За долгие годы Кыргызстан выработал плохую привычку жить в долг и, судя по тому, что бюджетный дефицит не сокращается, похоже, не собирается от нее отказываться. По данным Минфина на 1 июля 2012 года, госдолг составил уже 147 миллиардов 584 миллиона 472 тысячи сомов, из них внутренний - только 13,1 миллиарда сомов.

Точка невозврата

«Внешний долг составляет $2,8 миллиарда, каждый год стране начисляется около 3 процентов, итого получается, что ежегодно он увеличивается на $84 миллиона, - приводит расчеты бизнес-аналитик Инвестиционной группы, выпускник курса МВА в ИМЭБ РУДН Искендер Шаршеев. - С начала года доходы государства составили 55,13 миллиарда сомов, а расходы - 61,89 миллиарда, разница покрывается внешними заимствованиями. Это значит, что проценты по долгу увеличиваются на $230 тысяч 136,9 в день, или на $9 тысяч 589 в час».

На погашение долгов в августе в бюджете заложено более 2 миллиардов сомов, из которых 1,59 миллиарда - на внутренний и 538 миллионов 853,2 тысячи - на внешний. Погашение внешнего долга идет со скрипом и великим нежеланием. Политики предпочитают искать возможности его списания, и, как правило, это получается. На волне такого успеха страна потом набирает еще больше новых кредитов, и «карусель» продолжается.

Должок экологией скрасим

После участия Кыргызстана в глобальном саммите ООН «Рио + 20: будущее, которого мы хотим» перед Кыргызстаном замаячила перспектива обмена внешнего долга на программы по экологии и «зеленой экономике», реализуемые внутри страны.

Вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев, выступая на саммите, обратился к финансовым учреждениям с предложением значительно сократить или списать многосторонние долги развивающихся горных стран, в том числе и Кыргызстана, в обмен на экологию и инициативы по устойчивому «зеленому росту». И предложил провести в Бишкеке международную конференцию по вопросам адаптации к изменению климата в горных странах.

Суть в том, чтобы кредиторы «простили» нам определенную часть долга, если мы направим эти деньги на экологические программы и поддержку «зеленой экономики» в стране. Для Кыргызстана это, пожалуй, самый подходящий вариант. Тем более что для его реализации есть все условия.

«Страна располагает определенным потенциалом природных ресурсов для низкоуглеродного развития - в основном за счет гидроэнергетики, а экономические приоритеты «зеленой» экономики, в числе которых сельское хозяйство, в совокупности с водными ресурсами являются основными движущими факторами экономического развития страны», - говорится в докладе «Перспективы «зеленой экономики» в Кыргызстане», который представлен на саммите.

Авторы предлагают развивать модель «зеленого» или низкоуглеродного развития республики в трех перспективных направлениях: горные экосистемы как источник водных ресурсов, горная вода как ресурс для развития гидроэнергетики, и горная вода как источник чистой питьевой воды и развития сельского хозяйства Кыргызстана и стран, расположенных ниже по течению.

Если активизировать работу по этим направлениям, то к 2020 году Кыргызстан может войти в число стран, наиболее успешно реализующих новую стратегию устойчивого развития.

Сможем, если захотим

«Концептуальная основа устойчивого развития в том, чтобы, удовлетворяя потребности нынешних поколений, не ставить под угрозу потребности поколений будущих», - говорит председатель Совета экологического движения «Биом» Владимир Коротенко. Он также был в числе делегатов саммита «Рио + 20».

Ядром такой концепции является рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, социальное развитие и борьба с бедностью, финансовая и техническая помощь развитых стран на национальные стратегии устойчивого развития. В общем, все то, что власти декларируют, а общественники пишут в заявках на гранты из года в год. Пока ситуация не изменилась. Может, «Рио + 20» подтолкнет к этому?

«Плюсы от этой инициативы возможны, если удастся списать как можно большую часть внешнего долга, - уверен Искендер Шаршеев. - В бюджете предусмотрено от 3 до 5 миллиардов сомов на выплату по процентам. По правилам, если удастся списать хотя бы миллиард сомов долга, он пойдет в бюджет как доход».

Он отметил, что поскольку Кыргызстан не имеет индустриального производства и трубы заводов не коптят небо, нам ничего не стоит выполнить обязательства по экологии. «Вариант «госдолг в обмен на экологическую программу» выгоден для Кыргызстана, - продолжает экономист. - Во-первых, сократится госдолг (и проценты по нему). Во-вторых, Кыргызстан позиционирует себя как страну туризма, и реализация экологических программ станет дополнительным плюсом в этом направлении».

Но при всей прелести варианта его главный недостаток в том, что никто и ничто не гарантирует целевое расходование не только сэкономленных денег, но и всего госдолга.

«Кроме того, мы еще не знаем, что попросят от нас ООН и Гринпис. Возможно, экопрограмма будет направлена на сокращение выбросов метана и углекислого газа в атмосферу, а это вызовет повышение налога на автомобили старше 10 лет и увеличит стоимость их содержания», - говорит Искендер Шаршеев

В своем выступлении на «Рио + 20» Джоомарт Оторбаев, конечно, говорил о значимости экосистем, воды, энергоэффективности для устойчивого развития, необходимости сохранения краснокнижных видов животных, убеждал в том, что страна готова придерживаться «зеленого» вектора развития.

Хорошо бы подтвердить это реальными делами. Пока общественность четко усвоила главный урок местной политики: обещать не значит жениться.

Бизнес