11:38
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
Экономика

Кристальная эпопея

Завод полупроводниковых материалов в Таш-Кумыре достался Кыргызстану в наследство от советского прошлого. При грамотном управлении этот нереализованный проект способен вывести страну «тюльпановых революций» на ведущие мировые позиции в производстве поликремниевых материалов.

Но его судьба трагична. Запуск гиганта пришелся на период развала Советского Союза. Власти суверенного Кыргызстана поспешили включить завод в программу Всемирного банка по приватизации PESAC. Благодаря «помощи» доноров, это и еще около 30 стратегических предприятий «с целью оздоровления и реструктуризации» обанкротили, и они были практически потеряны для экономики страны.

Круто замахнулись, слабо развернулись

Завод в Таш-Кумыре проектировался в 1981 году Московским институтом ГИРЕДМЕТ. Изначально планировалось построить 44 линии и выдавать по 660 тонн поликремния в год. Не случилось. До завершения довели только 4 линии суммарной мощностью 60 тонн, и за два года работы (1997-1998) завод выпустил только 10 тонн продукции.

Справка: Кремний - основной материал для производства полупроводников и солнечных батарей. В земной коре кремния около 29,5 процента, а все мировые запасы составляют свыше 25 миллионов тонн. Цена зависит от степени обработки и варьируется от $40 до $150 за килограмм. Основные игроки на рынке - несколько заводов в Японии, Германии, Италии и США. При производстве более 36 тысяч тонн в год дефицит кремния солнечного качества в разных источниках оценивается от 10 до 30 тысяч тонн. Крупная китайская компания Xiangcai Securities по производству кремния прогнозирует дальнейший рост спроса на 30 процентов в год и, соответственно, повышение его цены. Крупные мировые производители активизировались и расширяют мощности.

В Кыргызстане пока только мечтают об этом.

В 2000 году Таш-Кумырский завод преобразовали в ГАО «Кристалл», а затем - в ОАО «Кристалл», и в 2005 году попытались продать. Но безуспешно.

Как это все у вас ловко выходит!

«Частные лица провели аферу, и, в соответствии с решением суда, через судоисполнителя завод ушел в частные руки, хотя его должно было реализовать Мингосимущества», - рассказал замдиректора Фонда по управлению государственным имуществом КР Алмазбек Примов.

В 2007 году хозяином уникального завода, не внеся ни копейки в бюджет Кыргызстана, стала оффшорная компания Ester Holding Corp., зарегистрированная в Республике Белиз.

Позже депутаты Жогорку Кенеша попытались вернуть завод в собственность государства и отменить результаты торгов, но этого сделать не удалось.

Новые владельцы - сын экс-президента Курманбека Бакиева Максим и его друг Алексей Елисеев - начинают строить пирамиды, учреждая все новые компании и передавая им имущество. Так, имущество ОАО «Кристалл» передано двум компаниям - ЗАО Tash-Kumyr Silicon Production и ЗАО Tash-Kumyr Electric Company. Учредителем первой выступило ЗАО «Под ключ». Ему передается основная часть активов завода и 99 процентов акций второй учрежденной компании Tash-Kumyr Electric Company. В свою очередь учредителем «Под ключ» является оффшорная компания «Мерел Маркетинг Лтд.», также зарегистрированная в Республике Белиз.

Все активы передаются Tash-Kumyr Silicon Production, а долги в 420 миллионов сомов остаются за ОАО «Кристалл».

Не случилось, не сбылось

Между тем с образованием Tash-Kumyr Silicon Production у коллектива предприятия и жителей города Таш-Кумыра затеплилась надежда на то, что все еще возродится. Новые хозяева показывали намерение запустить простаивающее долгие годы производство. Был проведен технический аудит с привлечением специалистов из России и Украины. Они рассказали СМИ, что завод будут поднимать в два этапа и для начала выйдут на уровень производства 165-200 тонн поликристаллического кремния в год. В мае 2009 года провели первый пробный запуск и получили хорошие результаты. Тестовые испытания, проведенные в России, подтвердили, что продукция соответствует мировым стандартам и ничем не уступает японским и немецким аналогам. Но всеобщее ликование длилось недолго. Завод успел в 2009-м году выпустить всего 700 килограммов продукции.

После апрельской революции 2010 года предприятие осталось без руководства - оно бежало из страны, оставив после себя долги, в том числе по зарплате в 10 миллионов сомов.

«Кристалл» признали банкротом. По решению суда в должности гендиректора Tash-Kumyr Silicon Production восстановлен Аттокур Жетибаев.

«Этот завод мог бы обеспечивать 60 процентов мировой потребности монокристаллов, но его потенциал не используется, - уверен депутат Райкан Тологонов. - Для запуска печей и удовлетворения нужд Центральной Азии, по оценкам экспертов, нужно около $50 миллионов, но вопрос в том, чтобы вывести предприятие на проектную мощность». По его мнению, вся загвоздка в том, что «предприятием управляют не те люди».

«В 2011 году на базе активов «Кристалла» создано ОсОО «Таш-Кумыр Солар», куда перевели все активы, и спецадминистратор выставлял его на аукцион как предприятие, очищенное от долгов, - говорит Алмазбек Примов. - Деньги, полученные от реализации должны пойти на погашение долгов ОАО «Кристалл». Такова процедура по закону о банкротстве».

Но продать не удалось ни на первом, ни на втором аукционе. «Первый раз помешали судебные процедуры и нам «поставили подножку», были юридические моменты, - продолжает Алмазбек Примов. - После того, как дело рассмотрел Верховный суд, был второй аукцион, но инвестор не пришел».

Даешь удобрения вместо кремния!

После этого конкурсная комиссия из депутатов, чиновников и общественников рекомендовала реализовать завод методом прямой продажи не менее чем за $6 миллионов. Кроме того, по условиям тендера покупатель обязан в последующем вложить в обновление предприятия $300 миллионов. «Завод не заработает, если его не обновить, устарели и технология, и оборудование. Нужны огромные инвестиции», - говорит Алмазбек Примов.

Он отмечает, что интерес у инвесторов есть, поскольку у завода собственная ГЭС, построенная для его нужд, ведь весь производственный процесс основан на электроэнергии. «Есть потенциальный инвестор, - продолжает замдиректора Фонда по управлению госимуществом, - ОсОО «Riche KG» и известная германская компания Schmid, специализирующиеся на производстве поликристаллического и монокристаллического кремния».

В ноябре 2011 года между спецадминистратором ОАО «Кристалл» и ОсОО «Riche KG» подписан протокол намерений касательно купли-продажи завода. Инвестор - австриец Марио Гласс - выразил готовность вложить в завод $4 миллиарда. И еще $60 миллионов - в ГЭС. Но с одним условием: на 10 лет тарифы на электроэнергию должны быть снижены с 3,2 цента до 2 центов за киловатт.

Правительство пока думает. Думает и инвестор. Протокол о намерениях определяет сроки до 14 мая 2012 года. «Если передумают, будем искать новых инвесторов», - говорит гендиректор Tash-Kumyr Silicon Production.

В Бишкек Аттокур Жетибаев приехал рассказать депутатам Жогорку Кенеша о просьбе рабочих запустить завод, перепрофилировав его на выпуск удобрений, хлора и кислорода. «20 месяцев люди сидят без работы и без зарплаты, но в рамках банкротства спецадминистратор не уполномочен принимать такое решение, - продолжает директор. - Жаль людей - мы держим 400 человек. Это профессионалы, и инвесторы это отметили. Теперь, видимо, придется распустить всех».

Думками богатеем

Однако депутаты не прониклись. «Мне непонятно, зачем вы держите людей, если нет работы?» - вопрошал на заседании комитета по развитию отраслей экономики депутат Замир Бекбоев.

Его поддержал коллега Райкан Тологонов. «Суть Таш-Кумыра не в том, что у нас есть технический кремний, который мы не выпускаем, а в том, что там для нужд завода целая ГЭС, - сказал он. - Наши тарифы на электричество в 2-3 раза ниже, чем во всем мире, а технология производства везде одинаковая. Поэтому меня удивляет, когда говорят, что мы не сможем на базе «Кристалла» развить производство».

Он отметил, что банкротство - нормальный процесс, который позволил очистить предприятие от долгов. «Надо дальше работать в этом направлении, но не отдавать завод в доверительное управление или под выпуск удобрений», - возмутился парламентарий.

По его мнению, поликремний - единственная конкурентоспособная продукция, которую Кыргызстан может поставлять на мировые рынки, и никак нельзя отказываться от такого шанса. «Инвесторы придут в эту отрасль, потому что у нас самое дешевое в мире электричество, и мы должны добиться эксклюзивного права на выпуск и поставку монокристаллов в Центральной Азии», - говорит Райкан Тологонов.

По его словам, сейчас на предприятии идет явная борьба за имущество, и нынешних собственников мало интересует, что будет выпускать завод. Однако есть надежда, что инвестор все-таки придет.

Депутаты мечтают о больших деньгах, которые могла бы дать монополия на производство кремния в Центральной Азии. Коллектив же предприятия просто хочет работать и получать зарплату.

Пребывая в размышлениях о перспективах и инвесторах, которых бы устраивали существующие тарифы на электроэнергию, кыргызские власти опять рискуют остаться с воздушными замками, а страна - без завода.

В соседнем же Китае чиновники намного расторопнее и соображают быстрее. Со свойственной китайцам предприимчивостью они начали возводить завод по производству кремния на слиянии трех рек.

Бизнес