06:53
USD 88.85
EUR 94.81
RUB 0.95
Культура

«Сфорцандо»: усиление звука, напряжение сил

Бишкекский городской драматический театр имени Арсена Умуралиева открыл 21-й сезон. Российский режиссер Татьяна Захарова и актеры представили зрителям премьеру спектакля «Сфорцандо» по произведению знаменитого французского драматурга Жана Ануя «Оркестр». Первый день показа прошел при полном зале, в чем корреспондент ИА «24.kg» убедилась лично.

Мне удалось попасть в зал чуть раньше остальных зрителей, и я увидела, как актеры (а в этом театре играют преимущественно молодые люди), встав в круг и взявшись за руки, замерли, протяжно медитируя. А потом воздели руки к верху, выкрикнули «Оркестр!», рассмеялись и разбежались в разные стороны, спрятавшись за кулисами. Веселый магический ритуал сразу расположил меня к ним. А еще глубоко тронуло и восхитило то, как после актеров в еще пустой зал вышла художественный руководитель театра, заслуженный деятель культуры КР Айгуль Умуралиева. Она задумчиво и по-матерински окинула взглядом помещение, где-то заботливо подправила зрительские стулья, подобрала маленький клочок бумаги и... удалилась. В других театрах вы видели когда-нибудь подобное? А я скажу так: хороший театр начинается не с вешалки, а с любящего свое детище руководителя.

Перед показом Айгуль Умуралиева взяла слово: «Искусство во все времена занималось изучением жизни человеческого духа. Это особенно актуально в наше время. Постигая мир души человека, театр пытается взрастить зерно нравственных, эстетических, этических понятий, знакомя зрителя с историями героев спектаклей».

alt

Погас свет, действо началось. По правде говоря, зрителю, который не успел перед его началом заглянуть в программку с описанием фабулы, будет непонятно происходящее на сцене. Сначала по ней маршируют и носятся из угла в угол люди, похожие на бесноватых фрицев, затем появляется оркестр из 6 музыкантов и руководителя. Они готовятся к выступлению, пытаются репетировать, но никак не могут сделать это. Мешают споры друг с другом, выяснения отношений, личные проблемы каждого... Все это довольно тягостно смотреть, хочется встать и уйти. Но так или иначе, слушая тирады оркестрантов, постепенно втягиваешься в действо. Актерам удается превратить одноактную пьесу Жана Ануя в уникальный по эмоциональной насыщенности спектакль. А режиссер Татьяна Захарова нестандартно, очень своеобразно подошла к материалу - переосмыслив, она преподнесла его в духе молодости и ярости жизни.

В спектакле ограниченное сценическое пространство и минимум декораций, которые актеры с лихвой компенсируют игрой - они ярко, метко бьют хохотом и трагедией, выворачивая наизнанку сначала себя, а потом и зрителей, моментально перевоплощаясь в тысячу подобных характеров. В «Сфорцандо» есть все: от самого неправдоподобного до исключительно реального. Истории, рассказываемые персонажами на сцене, узнаваемы и потому принимаемы слишком близко к сердцу.

Но главным для меня в спектакле стал сумасшедший и феерический сплав музыки и хореографии. Эти две вещи уж точно и других в зале не оставили равнодушными. Молодые актеры отлично двигаются, у них прекрасная пластика. А музыка... после спектакля хочется ее переслушать снова.

alt

Зрители выходили из зала оживленные, среди них уже началось обсуждение. А я, увидев Айгуль Умуралиеву, задала ей несколько вопросов.

- Вы планируете и дальше работать с российским режиссером Татьяной Захаровой?

- Это вопрос времени, конечно. Потому что по тем финансовым возможностям, которые в театре есть, мы можем максимально ставить полторы постановки в год. Сейчас мы поставили спектакль «Сфорцандо», а следующая постановка для детей, новогодняя - «Волшебная хлопушка». Она для юных зрителей от 4 до 8-10 лет. Спектакль именно для маленьких деток.

Мы открываем свой 21-й театральный сезон, и впервые попытаемся поставить новогодний спектакль для локальных групп - родителей с детьми - где не будет большого числа зрителей, и потому ребята будут более комфортно себя чувствовать.

- Дорого ли приглашать в театр зарубежных режиссеров?

- Все, что мы делаем, происходит полностью благодаря мэрии Бишкека. Если говорить о том, сколько стоит пригласить режиссера из России, то мы платим, скажем, одну треть гонорара. Но режиссеры соглашаются к нам приехать (в том числе Бекпулат Парманов из Казахстана) чисто из любви к искусству и личных теплых отношений с нами.

- Чем обусловлен выбор именно этой пьесы для открытия сезона?

- Если помните, то в 2013-м в августе мы ставили с Татьяной Захаровой «Горе от ума» по Грибоедову и договорились с ней о другой постановке в этом году. Но мы планировали осуществить «Укрощение строптивой» Шекспира. Готовились к ней. Но было еще одно условие к театру: актеры должны были в ходе постановки получить мастер-класс по владению мастерством актера у Татьяны Захаровой. В «Укрощении строптивой» оказалось только 3 женских образа, а мужских - гораздо больше. Получалось, что в женском составе меньше нагрузка, а мужчины-актеры должны были по 2-3 образа играть. И тогда Татьяна Захарова предложила поставить «Оркестр», где занята вся труппа, и при этом это два состава - два совершенно разных спектакля. А теперь будем планировать Шекспира.

- Вероятно, с Татьяной Захаровой же?

- Пока не знаю. Потому что сам процесс переговоров занимает достаточно много времени. То есть мы переписываемся, предлагаем пьесы: что хотела бы поставить режиссер, что - мы. У режиссера много желаний. Он, скажем, хотел бы поставить «Ричарда III», «Леди Макбет» или «Калигулу». Хорошие пьесы. Но у пьес есть потенциал разрушающий и потенциал созидающий. А сейчас, когда мы раскручиваем новую площадку в достаточно нелегкое для нашей культуры время, не хотелось бы нагружать актеров таким вот тяжелым материалом. Это может быть прекрасная работа или фестивальная работа. Но тогда, когда чуть-чуть повысится уровень достатка и обеспеченности у зрителей. Сейчас актеры практически работают в благотворительном режиме, они вынуждены искать дополнительные заработки. В 2015 году, если все будет хорошо, планируем поставить в театре спектакль «Принцесса Турандот». Но это дальние планы.

Фотографии ИА «24.kg». 


Бизнес