00:59
USD 88.68
EUR 95.00
RUB 0.95
Культура

Бишкекский мастеровой Виктор Сырнев

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева сегодня открылась, пожалуй, одна из самых изящных осенних выставок - «Бишкек, я твой мастеровой». На ней представлены работы народного художника КР Виктора Сырнева, заслуженного деятеля культуры, члена Европейской ассоциации ювелирного искусства и Российской академии художеств. Столь символичное название экспозиции, по словам ювелира и создателя объектов для жилых и общественных интерьеров, возникло не случайно: оно отражает позицию художника в обществе, его предназначение и оценку своей деятельности.

К слову, несколько из выставленных работ отмечены различными наградами на конкурсе мирового дизайна A'Design Award & Competition (Милан, Италия): броши «Хиромантия» (Золотой приз, 2013), «Изумрудные копи» (Серебряный приз, 2013) и «Анастасия» (Золотой приз, 2014), кольцо «Императрица» (Золотой приз, 2014), люстра для Дворца бракосочетаний в Бишкеке (Платиновый приз, 2014).

С автором великолепных образцов ювелирного искусства, маэстро Виктором Сырневым беседует корреспондент ИА «24.kg».

- Какова ваша позиция как художника в обществе, в чем вы видите свое предназначение?

- Общество исходит из того, что художник - вдохновленный человек, который наполняет красотой нашу среду обитания. От него ждут новых идей и их реализации. Сам же художник просто занимается своим делом, без которого просто не может жить. И старается это делать так, чтобы было интересно. Сам формирует свою программу, сам ее исполняет. Сам ищет сюжеты для своих работ, покупает материалы, инструмент, оборудование, арендует выставочные помещения, занимается рекламными материалами, ведет переговоры с галереями и фондами. Если его работы вызывают интерес в обществе, их, возможно, и купят. Если не вызовут интереса, то это будет его художественный архив. Несмотря на это, каждый художник видит свое предназначение в создании неповторимых произведений искусства.

alt

- В нынешней выставке вы «смешали» свои изделия, адресованные разным историческим эпохам, странам, темам и коллекциям. Что объединило их в одну экспозицию?

- Действительно, при небольшом объеме самой экспозиции ее смысловое содержание охватывает довольно большой период. Но в основном на выставке представлены работы последнего времени. С одной стороны, я хочу показать гостям изделия, отмеченные на международном конкурсе в Милане (Италия). С другой - новые работы, объекты и украшения, созданные в 2013-2014 годах. Один из представленных объектов называется «Человек мыслящий». Это программная работа 1990 года. Она, на мой взгляд, должна задавать тон выставке, ее направление. Именно размышления о жизни, о прошедшем времени и о сегодняшнем дне объединяют работы. Это объекты на свободную тему «Испанская вуаль» и «Портрет китайского чиновника, который пишет стихи». Так же коллекция «Россия, Урал, Судьба», связанная с моим родным городом Екатеринбургом, с моими впечатлениями о нем, сохранившимися из детства; различные истории, связанные с судьбой семьи Романовых и историей Урала.

alt

- Английский ювелир Дэвид Уоткинс как-то сказал, что сегодня «главные функции ювелирных изделий связаны с самоосмыслением, постижением себя как личности, пониманием своего тела и осознанием собственного существования». А что вы думаете на этот счет?

- В авторском ювелирном искусстве, о котором мы говорим сегодня, существует несколько направлений. Профессор Дэвид Уоткинс известен своими оригинальными конструкциями, использованием нетрадиционных для ювелирного искусства материалов. Он принимал участие в выставке «Западно-восточные диалоги», проходившей в Кыргызском национальном музее искусств имени Г.Айтиева в сентябре 2004 года, и представил совместно с Вэнди Рамшау коллекцию украшений из бумаги.

В современном ювелирном искусстве есть очень четкое разделение на массовое производство - от мировых брендов до местных фирм, чьи работы можно увидеть в соответствующих магазинах, и авторское ювелирное искусство. Последнее построено на индивидуальном дизайне художника. Как правило, это единичные, не повторяющиеся работы, имеющие характерные особенности стиля конкретного художника. У меня, как правило, работы возникают и развиваются вокруг определенной темы. Поскольку каждый человек индивидуален, то и украшения ему нужны индивидуальные.

Если сравнить наши ладони, то сразу видно, что они совершенно разные. Линии и знаки нашей руки уникальны и неповторимы. Это значит, что, используя эти особенности, можно создать совершенно уникальные драгоценности, и человек получит персональные, принадлежащие только ему украшения.

alt

- Как возникают художественные образы, которые превращаются потом в украшения или объекты?

- Мир велик, но неделим. Духовный мир располагается выше границ государственных и является общим достоянием. Путешествуя в своих фантазиях по просторам духовного мира, я получаю импульсы, побуждающие меня к творчеству. Художник является посредником между духовным пространством и пространством реального мира. Он делает видимыми переживаемые им чувства, материализуя их в художественные объекты-знаки. Превратив свои сновидения в видимые, осязаемые формы, я передаю эти знаки новым владельцам-зрителям. Перейдя из мастерской в выставочное или иное пространство, знаки-символы вступают в общественный диалог. Они несут дальше заложенную в них информацию и провоцируют чувства зрителей. Они воздействуют на общественное сознание, делая наш рациональный мир более чувственным и духовным. Мне бы хотелось, чтобы зрители, покидая выставку, чувствовали на своем плече Теплую Руку Надежды.

alt

- А в чем заключается главная идея и что вдохновляло на дизайн вашей люстры для Дворца бракосочетаний в Бишкеке, которая была отмечена платиновым призом на конкурсе мирового дизайна A'Design Award?

- Чувства, возникающие в сердцах двух людей, трудно анализировать. Поэтому и говорят, что браки совершаются на небесах. Когда возник вопрос, как должна выглядеть люстра во Дворце бракосочетаний, ответ был совсем рядом. Любовь должна править Миром. Это чувство должно быть главенствующим и осязаемым. Как это может быть отражено в торжественном зале, где происходит одно из важнейших событий в жизни человека? Идея, заложенная в композиции, несет в себе смысл и чувства, сконцентрированные в свадебной фате невесты. Это трепетная чувственность, чистота помыслов и страсть. Люстра - это фата невесты, летящая над Миром, которая соткана из белых облаков, струй ветра и птиц. Человек всегда испытывал поклонение и восторг в отношении крылатых созданий. Они считались посланниками богов. Птицы, крылья и полет символизировали высшее состояние существа. Птицы передают нам в качестве дара ту легкость, свободу и счастье, которые мы ищем. А люди находят друг друга для счастья.

alt

- Все связанное с изготовлением украшений - техника исполнения, набор материалов, выбор ювелирной формы - подчиняется замыслу художника-ювелира. Случается и так: увлекаясь содержанием, дизайнеры дарят миру такие украшения, что с трудом понимаешь, каким образом их можно примерить на себя... Насколько для вас значимы функциональность, взаимодействие ваших объектов с человеческим телом?

- Мы ведь говорим о творчестве, о творческом поиске. То есть об исследовании формы, возможностей материала, который, может быть, и не применялся раньше в ювелирном искусстве. Например, резина, титан или войлок. Результаты этого поиска могут вызывать у стороннего наблюдателя смятение. Но без него найти что-то новое невозможно. И когда вы видите эти поиски, которые являются промежуточным этапом к будущему шедевру, его и нужно воспринимать как поиск. Есть люди, которые с восторгом воспринимают экспериментальные, экстраординарные работы.

Но я отдаю предпочтение работам, в которых функциональность проявляется в максимальной форме. Например, коллекция «Метаморфозы», где в одном предмете существуют два различных состояния, два самостоятельных художественных образа. Кстати, идея этой коллекции получила в 2013 году серебряный приз в Милане. Я показываю эту работу в сегодняшней экспозиции.

alt

- Свою выставку вы посвятили Дню города Бишкека. Продолжите фразу: «Для меня Бишкек - это...».

- ...город, который помог мне реализовать те творческие возможности - те, что где-то в глубине существуют, но должны были возникнуть условия, чтобы они проявились. Именно здесь, в Бишкеке, это оказалось возможным. Я городской житель. Вырос в огромном Свердловске (Екатеринбурге) - городе, переполненном заводами-гигантами, промышленными территориями и производствами. Индустриальный пейзаж вытеснил естественную природу, и со временем недостаток общения с реальной живой природой вызвал у меня потребность создания собственной - второй природы. Думаю, именно поэтому меня особенно привлекают плывущие по небу облака, стаи птиц и табуны лошадей. Я чувствую в этом ритм жизни, ее пульс.

Гряда гор, окружающая Бишкек, питает меня своей энергией и оберегает мою творческую территорию. При опоре на эту платформу - природную стихию во всех ее проявлениях - возникают привлекательные сюжеты.

Таков мастер ювелирных дел Виктор Сырнев, создающий неповторимые украшения и объекты, поражающие порой нестандартной и оригинальной концепцией, положенной в основу изделия. После знакомства с его работами понимаешь: границы допустимого в этой области искусства гораздо шире, чем можно себе представить. Таково современное ювелирное искусство. Достаточно ли у вас смелости принять его?

Выставка продлится до 30 сентября.

alt

Фотографии Игоря Сырнева и ИА «24.kg».

Бизнес