06:27
USD 68.81
EUR 80.45
RUB 1.04
Культура

Мой мир – манеж!

Полвека назад 23 июня Артур Мерлин и Ричард Кнерр запатентовали гимнастический обруч - хулахуп (hula - название гавайского народного танца, hoop - обруч). Он быстро приобрел популярность. За четыре месяца продано 25 миллионов штук.

Идея спортивного снаряда была не нова. Окаменелые экземпляры находили еще при раскопках в Египте, а в Британском музее находится ваза, на которой изображен атлет, крутящий обруч.

Хулахуп - простой и эффективный тренажер, он применяется в художественной гимнастике как один из спортивных снарядов, номера с обручами можно увидеть в цирке. Накануне дня рождения хулахупа мы встретились с артисткой цирка Еленой Жигановой.

Мечта детства

- Моя мама Лариса Жиганова была воздушной гимнасткой. Когда я появилась на свет, она уже не выступала. Маленькой мама приводила меня на цирковые представления. Дома постоянно со мной занималась - растяжки, мостики, больше просто для того, чтобы у меня было гибкое тело.

В 9 лет у меня был несложный номер - пластический этюд (демонстрация пластики и растяжки тела). Первое выступление состоялось в школьном конкурсе «А ну-ка, девочки!». Вот тогда у меня и появилась мечта стать артисткой цирка. Когда мне было 10 лет, мама случайно нашла цирковую студию в Центре детского творчества Первомайского района. Пришла я к Александру Поликарповичу и Андрею Сабяниным. Отец и сын создали свой кружок. Там и началась моя цирковая жизнь!

Цирк, цирк, цирк

- В студии мы занимались жонглированием, акробатикой, катались на моноциклах, ну и, конечно, крутили обручи. Выступали на праздниках в парках.

В 12 лет начала болеть спина. Не слушала руководителей и маму, что перед выступлением надо разогревать мышцы. Не осознавала последствий. Гнуть спину стало очень тяжело и больно, перестала выступать с пластическим номером.

Начала работать с обручами. На первых выступлениях очень переживала, снаряды то и дело падали, слетали то с рук, то с ног. И сейчас перед каждым номером есть небольшое волнение, но не такое, как раньше.

После распада СССР завод, на котором работала мама, закрыли. Она вернулась в цирк руководителем кружка, где я тренировалась. К тому времени у меня были номера с обручами, моноциклами, акробатические в паре и трио, эквилибр на руках. Но стали беспокоить старые травмы спины, и с акробатикой пришлось расстаться.

В 2000 году поступила в Институт искусств имени Бейшеналиевой на специальность «менеджер культурно-досуговой деятельности», вела цирковой кружок в Ленинском центре детского творчества.

С 2004 года работаю в Кыргызском государственном цирке. Руковожу студией до сих пор, но уже в Центре детского творчества Первомайского района. Некоторые наши ученики работают за границей. В это же время сформировался наш цирковой коллектив «Антре».

Выступления бывают часто - и в цирке, и на городских праздниках, в детских домах, приютах, еще выступаем на корпоративах или выезжаем на короткие гастроли за границу. Приходится подрабатывать, потому что зарплата в цирке маленькая - 4,5 тысячи сомов, а костюмы и реквизит приобретаем за свой счет. Но деньги не главное. Все мы делаем ради аплодисментов, улыбок, удивления и восхищения зрителя. Я уже не представляю свою жизнь без арены.

Это сила, это ловкость, это труд

- Ежедневные тренировки, репетиции и отработку номеров выдержит не каждый. Зритель не задумывается, сколько труда и сил вложено в выступление. Ведь это непросто - крутить хулахуп, стоять на одной руке или жонглировать. В каждом жанре есть свои тонкости, и репетировать нужно каждый день. После большой паузы артисту очень сложно прийти в форму.

Хороший цирковой номер готовится в среднем 5-6 лет, а потом все время совершенствуется. Например, я начинала работать с пятью обручами, а сейчас у меня в номере 8 хулахупов. В конце я выполняю трюк «бочка», это когда 25 обручей крутятся на талии по спирали.

Мой муж Станислав Анищенко - тоже артист цирка. Работает в разных номерах: воздушный гимнаст на ремнях, силовая акробатическая пара, эквилибр на руках. Сейчас мы с ним подготовили оригинальный номер с гигантскими мыльными пузырями.

alt

Цирк - это всегда риск получить травму: от подвернутой на выступлении ноги до серьезных переломов. В моем случае серьезных травм не было, а вот супруг не так давно сорвался с высоты (работал воздушный номер на ремнях), получил сотрясение мозга и перелом кисти. После восстановления опять выйдет на манеж и будет удивлять и восхищать зрителя.

Мечта каждого артиста - быть востребованным и как можно дольше пробыть на манеже. Мечтаю попасть в цирк «Дю Солей» и участвовать в мировых фестивалях.

Цирк продолжается, друзья!

Цирк - это смех, красота, изящность. То, с какой легкостью исполняют артисты тяжелые и опасные трюки, которые не все могут повторить, и то, что все зрелище происходит вживую, всегда дарит положительные эмоции и удивление. Вот поэтому цирк привлекает и взрослых, и детей.

alt

Фото из архива Елены Жигановой.

Бизнес