19:30
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95
Культура

Лето. Музей. Постимпрессионизм

В Мемориальном доме-музее С.Чуйкова открылась выставка «Постимпрессионизм», в которой представлено 19 репродукций французских живописцев конца XIX - первой четверти XX века: Поля Сезанна, Ван Гога и Поля Гогена.

alt

Небольшие помещения музея - комнаты в доме, где некогда жил народный художник СССР Семен Афанасьевич Чуйков - всегда наполнены особой атмосферой, передающей приходящим сюда покой и душевный уют. А тут чуть ли не с порога первыми встречают зрителя полотна Гогена, в другом зале - Сезанн и Ван Гог. Заведующая домом-музеем Марина Закревская говорит, что эта знаменитая тройка художников, которых в истории искусства именуют постимпрессионистами, не были объединены ни общей программой, ни общим методом. «Они начали работать параллельно с импрессионистами и испытали их влияние. В действительности же каждый представляет яркую творческую индивидуальность, каждый оставил след в искусстве», - сказала она.

alt

Прекрасные репродукции Марина Закревская дополнила замечательным рассказом о живописцах. Например, что до конца жизни Сезанн подписывал произведения, добавляя к своему имени «ученик Писсарро», отдавая дань уважения знаменитому импрессионисту (о чем Писсарро никогда и не узнал) и подчеркивая связь с художниками этого направления. «С ними он начал свою жизнь в искусстве, с ними делил трудные годы непризнания и нищеты. Но Сезанн не импрессионист, он - реакция на импрессионизм, на импрессионистический метод видеть и писать. Сезанн не дематериализует форму. Мир, природа, человек утверждаются им во всей цельности и крепости. У Сезанна нет картин сложного содержания: портреты близких людей, друзей и множество автопортретов, пейзажи, натюрморты, редко сюжетные изображения - мир, полный созерцательности, задумчивости и сосредоточенности. Но во всех случаях это не этюд, а законченное произведение, картина», - отметила она.

alt

«К постимпрессионистам относят и великого голландца Винсента Ван Гога - художника, воплотившего душевную смятенность современного человека, - продолжила Марина Закревская. - Его творчество охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние пять лет. Это годы очень напряженного, почти нечеловеческого труда, в результате которого созданы полотна, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Жизнь, полная противоречий и несправедливости, вызывала у Ван Гога обостренное чувство, почти физически ранящее художника, отсюда пессимистический и тревожный, болезненно-нервозный характер его творчества. При жизни Ван Гог не пользовался известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее. Нет почти ни одного большого художника современности, который так или иначе не испытал бы влияния напряженно-эмоционального и глубоко искреннего искусства великого голландца».

alt

Поль Гоген довольно поздно стал заниматься живописью систематически - ему было более 30 лет. Он оставил службу в банке и решил целиком посвятить себя искусству. «Язык кисти Гогена гиперболичен. Он усиливает интенсивность тонов, ибо его интересует не цвет определенной травы в определенном освещении и времени суток, скажем, а цвет травы вообще. У него трава - зеленая, земля - черная (или коричневая), песок - желтый, небо - синее. Цвет - как символ, знак земли или неба, или травы. Он не пользуется светотеневой моделировкой, а накладывает цвет ровными плоскостями, в контрастном сопоставлении. Он понимает цвет символически. Плоскостность, орнаментальность, яркость красочных пятен - декоративность искусства Гогена - позволили назвать его стиль ковровым. Многие полотна его действительно напоминают восточные декоративные ткани», - пояснила она.

alt

Пока мы с заведующей домом-музеем беседовали и разглядывали картины, прошло немало времени. К сожалению, посетителей пришло... полтора человека. То есть один зритель, который быстро пробежался вдоль стен с работами, а затем другой. Второй и вовсе поинтересовался, как долго продлится экспозиция, и ушел. Обидно, что в центре столицы среди высоток в буквальном смысле слова затерялся маленький домик-музей с прохладой залов, радушными сотрудниками и отличной выставкой. Когда, как не летом, ходить по музеям с детьми, близкими, коллегами, да и просто самим, и обогащать душу духовной пищей?

alt

Фотографии ИА «24.kg».

Бизнес