05:35
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Общество

Кто защитит защитников?

После июньской трагедии на юге Кыргызстана возбуждено около тысячи уголовных дел, которые по завершении следствия рассматриваются в судах. Наиболее громкие среди них - убийство начальника РОВД Кара-Сууйского района Ошской области Адыла Султанова, двух сотрудников Управления безопасности дорожного движения, а также ряд других, связанных с убийствами, - сопровождаются скандалами.  

Будучи в командировке в южном регионе, корреспонденту ИА «24.kg» удалось встретиться с адвокатами обвиняемых, проходящих по этим делам. По словам Дильбар Турдиевой, которая ведет 9 уголовных дел по июньским событиям, она и ее подзащитные не раз подвергались нападению со стороны потерпевших возле здания суда - на глазах у сотрудников правоохранительных органов, которые, как правило, бездействовали.

«В Кара-Сууйском районном суде я представляла интересы Алишера Абдыгалиева и Бахтияра Курбанова, обвиняемых в убийстве сторожа одной из частных фирм, - рассказывает Дильбар Турдиева. - После одного из слушаний меня избили. В тот день конвой привез из СИЗО не только моих подзащитных, но и тех, кто проходил по другим делам. Избиты были и они. Второе нападение на меня совершено на территории военной части, где проходило слушание по делу об убийстве начальника РОВД Кара-Сууйского района Ошской области Адыла Султанова. За день до этого его родственники побили всех проходящих по этому делу - 11 человек. На подсудимых нападали и представители правоохранительных органов. Это вынудило нас обратиться с официальным заявлением о предоставлении охраны. Ею нас обеспечили в зале суда, но избиения подзащитных продолжаются».

Адвокат призналась, что вне зала суда она не чувствует себя в безопасности, поскольку угрозы в ее адрес не прекращаются. «На мой мобильный телефон приходят sms-сообщения с угрозами. Я три раза встречалась с отцом одного из убитых сотрудников УБДД, который угрожал нам расправой. Кроме того, мне позвонил его друг и сказал, что какие бы меры мы ни принимали, нас не оставят в покое», - отметила Дильбар Турдиева.

По словам начальника Управления внутренних дел города Оша Памирбека Асанова, заявление адвокатов об избиениях вызывают вопросы. «Под этим заявлением подписались 160 адвокатов. Однако некоторые из них сказали, что не подписывались под данным заявлением. Видимо, за них это сделал кто-то другой», - сообщил он.

На вопрос, какое число сотрудников следит за порядком во время судебных заседаний, Памирбек Асанов ответил: «Число сотрудников правоохранительных органов для того или иного слушания определяется в зависимости от его сложности. Поскольку родственники убитых сотрудников милиции настроены агрессивно, на слушаниях по их делам безопасность могут обеспечивать 20-30 сотрудников, в то время как на обычных заседаниях достаточно двух-трех».

Подзащитные адвоката Татьяны Томиной обвиняются в убийствах сотрудников УБДД, попытке убийства еще одного человека. «Процессы тяжелые. Родственники убитых сотрудников УБДД нам угрожают. Я три раза пыталась с ними встретиться, объяснить роль адвокатов в уголовных делах, но они не хотят понимать. По их словам, нашим подзащитным не жить, а раз мы защищаем их, то не жить и нам, - рассказывает она. - Сотрудники правоохранительных органов не хотят обеспечивать безопасность, поскольку с самого начала следствия они предостерегали адвокатов кыргызской национальности, чтобы те не защищали узбеков. Адвокатов-узбеков же ни к кому не подпускают, а мне, русской, советуют уезжать в Россию».

Кроме нападений, по словам адвоката, у них в ходе следствия возникают и другие проблемы. Тот же следователь создает препоны. «Первое время нам не давали встречаться с подзащитными, требовали лицензии, ордера, хотя у нас все эти документы были. Несмотря на наличие фотографий избитых подсудимых, следователь не принимает ходатайство о засвидетельствовании побоев. По его словам, он не собирается возбуждать уголовные дела. И прокуратура, сославшись на военное время, не приняла ходатайства. Мое обращение через генерального прокурора из Бишкека направили в Ошскую прокуратуру, которая отписывается, что побои не подтверждены. Конечно, их не подтвердить, если прошел месяц! Замкнутый круг», - сокрушается Татьяна Томина.   

«За 20 лет работы я никогда не чувствовала такого давления, которое началось еще до судебных слушаний по июньским событиям. На мой взгляд, власти просто хотят побыстрее провести эти дела без свидетелей и лишних разбирательств», - добавила она.

Между тем вице-премьер министр КР Азимбек Бекназаров сообщил, что в переговорах с адвокатами, прокурорами и судьями все они пришли к пониманию необходимости прозрачного осуществления правосудия.

«Еще 27 августа мы обязали силовые структуры обеспечить безопасность адвокатов, - рассказывает Азимбек Бекназаров. - Мы выяснили, что не все из них обращались по фактам избиений и нападений. Провели инструктаж среди адвокатов, по которому они должны предчувствовать опасность и при встрече с агрессивной толпой сразу звонить в милицию».

Вице-премьер министр добавил: «Когда мы встречались с адвокатами, выяснилось, что сотрудники правоохранительных органов никого не избивали. Мы предупредили адвокатов, чтобы они не делали необоснованных заявлений».

Слова Азимбека Бекназарова подтвердил прокурор Ошской области Марат Алымбеков. Он говорит, что пока не выявлено фактов избиения адвокатов. «В городе Оше возбуждено 2 уголовных дела по фактам нападения на адвокатов. Идет следствие. Информация о том, что на слушании по делу об убийстве начальника Кара-Сууйского РОВД избиты подсудимые и адвокаты, не подтвердилась», - сказал он.

Вместе с тем Марат Алымбеков опроверг информацию, что прокуратура не рассматривает ходатайства адвокатов. По его словам, прокуратура лишь не дает подтверждения, так как, согласно экспертизе, пострадавшие не подвергались избиению. «Если следователь разрешит, они могут провести независимую экспертизу. А их заявления о том, что следователь не выдает разрешения, неправда», - заключил прокурор.        

Бизнес