20:21
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97
Общество

Марат Кайыпов: В Кыргызстане еще не настало время для создания общественного контроля деятельности мест предварительного задержания и лишения свободы

«В Кыргызстане еще не настало время для создания общественного контроля деятельности мест предварительного задержания и лишения свободы, так как сегодня администрации тюрем не могут гарантировать безопасность людей, которые входят на территорию колонии», - заявил сегодня на «круглом столе», организованном правозащитным центром «Граждане против коррупции» при поддержке Управления верховного комиссара ООН по правам человека, министр юстиции Марат Кайыпов.

 

По его словам, последние 15 лет пенитенциарной системе не уделялось должного внимания. Финансирование производилось по остаточному принципу, заключенные были предоставлены самим себе. «В связи с чем внутри колоний образовались свои «государства», жители которых живут по воровским законам. Даже персонал таких учреждений стал зависимым от них», - говорит Марат Кайыпов.

 

Как отмечает заместитель министра юстиции КР Сергей Зубов, ситуация до 2005 года была просто беспредельной. «Авторитеты сами решали, когда и с кем из начальников, руководителей пенитенциарной системы им встречаться. Когда я только был назначен заместителем министра юстиции, я встретился с авторитетом Азизом Батукаевым в колонии и был удивлен тому, как он живет в месте лишения свободы: шикарные апартаменты, комната отдыха, бильярдный стол, несколько городских(!) и сотовых телефонов, компьютеры, телевизор и другие удобства, которые имеются не у всех свободных граждан. Все, чего он хотел, ему привозили, при этом охранники не могли сказать ему ни слова», - говорит он.

 

Однако, по словам Сергея Зубова, после трагедии в 2005 году, когда в колонии расстреляли членов парламентской комиссии, были приняты жесткие меры по стабилизации ситуации, вышедшей из-под контроля. «Была проведена спецоперация по обыску камер всех заключенных, которая выявила массу фактов незаконного хранения оружия, наркотиков. У Азиза Батукаева было изъято 4 винтовки с оптическим прицелом, 2 автомата, шашки, «лимонки», большое количество патронов. Тогда Азиз Батукаев дал всем зекам указ поднять бунт и прорываться на свободу любыми путями. Они пошли на это, но огонь, открытый сотрудниками колонии, остановил их. Среди заключенных были убитые и раненые, но это остановило массовый протест тюремного контингента. Затем ситуация стабилизировалась и стало легче проводить обыски в камерах, заключенных заставили становиться в строй, чего раньше сделать было просто невозможно», - говорит он.

 

Однако, как отмечает замминистра юстиции, пока общественный контроль не может осуществлять мониторинг еще и потому, что 174 осужденных на смертную казнь размещены среди обычных заключенных и смертная казнь заменена им на пожизненное заключение. «Таким людям нечего терять, к тому же многие из них не согласны со своими приговорами, поэтому никто не даст гарантии, что они не причинят гражданским лицам вреда. Сегодня идет строительство тюрьмы для смертников. И когда оно закончится и мы этапируем их туда, можно будет вернуться к этому вопросу, а пока рано вводить общественный контроль. Тем более что Министерство юстиции всегда идет навстречу правозащитным организациям и пускает их в любое время в места лишения свободы», - добавил Сергей Зубов.

Бизнес