07:27
USD 88.85
EUR 94.81
RUB 0.95
Общество

Кому в Кыргызстане праворульные авто не дают покоя?

Как уже сообщало ИА «24.kg», профильный комитет парламента Кыргызстана одобрил законопроект о запрете на ввоз и регистрацию праворульных автомашин. Эта тема вот уже второй год кряду то становится самой горячей, то сходит на нет. В 2007 году президент страны Курманбек Бакиев вроде поставил точку в жарких спорах вокруг японских авто. Ан нет. Нашлись смельчаки, которые поперек батьки полезли на рожон…


Нынче в парламенте докладывали министр юстиции Марат Кайыпов, заместитель министра внутренних дел Темиркан Субанов и вновь назначенный начальником Госавтоинспекции Болот Борбиев.


Министр юстиции, для которого, судя по всему, нет никаких неведомых тем, был основным докладчиком. Красиво говорил, убеждал народных избранников в том, что надо срочно запретить эти дурацкие праворульные машины. Все, мол, беды в Кыргызстане от них, от японских. Темиркан Субанов и Болот Борбиев соглашались, кивая головами.


В аппарате Жогорку Кенеша пояснили, да и в самом комитете по развитию промышленности, торговли, туризма, малого и среднего бизнеса, транспорта, коммуникаций, строительства и архитектуры не раз подчеркивали, что инициатором законопроекта является правительство.


В аппарате кабинета министров вчера, 11 марта, открестились.

Правительство Кыргызстана не инициировало законопроект о запрете на ввоз и регистрацию праворульных автомобилей. Об этом заявили в аппарате премьер-министра Игоря Чудинова в ответ на просьбу ИА «24.kg» официально подтвердить информацию, озвученную накануне в комитете по развитию промышленности, торговли, туризма, малого и среднего бизнеса, транспорта, коммуникаций, строительства и архитектуры парламента КР.


В правительстве заявили, что данным вопросом занимается отдел обороны, правопорядка и чрезвычайных ситуаций. Однако на вопрос о том, что министр юстиции страны Марат Кайыпов, представляющий этот законопроект в Жогорку Кенеше, ведь тоже является членом правительства, еще раз подчеркнули – кабинет министров не является инициатором законопроекта о запрете на ввоз и регистрацию праворульных авто. «Если Марат Кайыпов представлял законопроект, значит это инициатива Министерства юстиции», - резюмировали в отделе обороны, правопорядка и чрезвычайных ситуаций (?!). 


Марат Кайыпов пугал цифрами. ИА «24.kg» обратилось в пресс-службу правоохранительного ведомства КР с просьбой дать официальную статистику о дорожно-транспортных происшествиях с участием праворульных машин. Сегодня пресс-служба МВД прислала пресс-релиз с таковыми данными.


Когда в ИА «24.kg» изучили его, то стало понятно – прислали ту бумажку, которую 11 марта зачитывал на заседании комитета в парламенте министр юстиции.


Вот что огласил Марат Кайыпов: «Проведенный мониторинг ввоза на территорию Кыргызской Республики транспортных средств показал, что за период 2005-2007 годов в органах государственной автомобильной инспекции было зарегистрировано 140,5 тысячи автомобилей, из которых 129,2 тысячи (92 процента) с левым рулем управления и 11,3 тысячи (8 процентов) – с правым рулем управления.


При этом состояние аварийности на дорогах Кыргызстана за 2007 год, по сравнению с 2006 годом, обусловлено ростом зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий на 19,9 процента, погибших - на 19,1 процента, раненых – 25,7 процента.


Ранее при регистрации и оформлении дорожно-транспортных происшествий расположение рулевого колеса относительно оси автомобиля не учитывалось. Однако с 1 января 2008 года, в целях уточнения истинного положения дел в организации дорожного движения такой учет ведется»…


Далее следует: «Так, за истекший период 2008 года, по состоянию на 10 марта, на территории нашей страны зарегистрировано 551 ДТП (26), где погибло 146 (16) человек и 716 (37) получили ранения и увечья. При сравнении уровня опасности и тяжести последствий ДТП между автомобилями с левым и правым рулем управления только за текущий период на 100 пострадавших при ДТП с участием автомобилей с правым рулем приходится в два раза больше погибших, чем при ДТП с участием автомашин с левым рулем».


Истекший период - это, надо понимать, с 1 января по 10 марта 2008 года. Ранее МВД КР сообщало о том, что в самой Госавтоинспекции мониторинг дорожно-транспортных происшествий с учетом левого или правого руля начался лишь с 1 февраля 2008 года. Оно же сообщало, что в столице Кыргызстана все в том же январе 2008 года количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 33 процента.


А еще журналисты присутствовали на коллегии МВД КР, где подводились итоги за 2007 год. Стоит вспомнить, что говорили большие милицейские начальники.


В 2007 году на дорогах Кыргызстана погибли 1 тысяча 252 человека, 147 из них – дети. Согласно официальным данным, в 2007-м на дорогах Кыргызстана зафиксировано 4 тысячи 692 дорожно-транспортных происшествия. Количество ДТП выше показателей 2006-го на 19,9 процента.  


В 2007 году, по официальным данным, в автоавариях погибло на 19,9 процента больше человек, чем в 2006-м. Еще 6 тысяч 223 человека получили ранения (на 24,7 процента больше, чем в 2006-м).


Количество автоаварий с участием несовершеннолетних увеличилось на 25,8 процента (с 811 в 2006-м до 1021 в 2007-м). На 19,1 процента выросла смертность. На 28,4 процента – число раненных детей (с 778 в 2006-м до 999 в 2007-ом).


Если кто забыл, по итогам этой коллегии министр внутренних дел генерал-майор милиции Молдомуса Конгантиев отправил в отставку начальника УГАИ МВД КР Леонида Поляка.


После непродолжительных математических операций нам все-таки удалось установить, что праворульные машины действительно более опасны, чем их обычные собратья. Смущает одно – период наблюдения слишком маленький, да и цифр - кот наплакал. Любой специалист по статистике засмеет, если его попросить сделать какой-либо вывод по имеющимся сегодня в ГАИ данным по ДТП с участием праворульных машин.


Кстати, в ИА «24.kg» есть копия «Протокола совещания у заведующего отделом обороны, правопорядка и чрезвычайных ситуаций аппарата правительства КР» от 18 января 2008 года, на котором рассматривался вопрос «О целесообразности принятия проекта постановления правительства КР «Об урегулировании ввоза в Кыргызскую Республику автотранспортных средств с праворульным рулевым управлением».


Белодомовские чиновники постановили:


1. Проинформировать главу правительства о нецелесообразности принятия проекта постановления «Об урегулировании ввоза автотранспортных средств с праворульным рулевым управлением»;


2. Госавтоинспекции МВД КР при проведении технического осмотра автотранспортных средств (праворульных) особое внимание уделять соответствию внешних осветительных приборов требованиям, установленным для транспортных средств, подлежащих эксплуатации на дорогах, на которых установлено правостороннее движение».


Как видно, о запретах ни слова.


Кому праворульные авто не дают покоя в Кыргызстане, пока не понятно и остается лишь догадываться. Очевидно одно – с такой, с позволения, «статистикой», какую приводили чиновники, аргументируя свое рвение немедленно запретить ввоз и регистрацию иномарок, можно констатировать – идет неприкрытое лоббирование чьих-то интересов…

Бизнес