14:11
USD 89.43
EUR 97.22
RUB 0.97
Общество

Обзор прессы, 29 февраля

Практически все печатные издания, вышедшие в свет 29 февраля, посвятили полосы теме продовольственной безопасности Кыргызстана.


«Слово Кыргызстана» сетует на то, что, по традиции, «когда пора сеять, мы начинаем рассказывать о том, в какой тяжелейшей ситуации находится наше сельское хозяйство».


Затем издание подробно излагает суть происходящего на заседании правительства КР, посвященном этой теме, на котором от премьер-министра досталось главе Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Арстанбеку Ногоеву.


Глава ведомства, как справедливо напоминает автор, в который раз свел свой очередной доклад к перечислению трудностей у аграриев страны. Затем вступил в перепалку с Игорем Чудиновым, упрямо настаивая на внесении дополнений в проект постановления.


«Мне не понятна эта привычка. Постановление правительства разрабатывал Минсельхоз, и вдруг в течение 25 минут выступления у министра появились дополнения. Это значит, кто разрабатывал проект постановления?» - возмутился премьер и призвал весь состав кабинета впредь покончить с подобными «традициями».


«За что отвечает Министерство сельского хозяйства? Трудно сказать за что. Когда надо сеять, у нас начинают говорить о проблемах и… необходимости создания государственной стратегии продовольственной безопасности! Так кто же все-таки позаботится о продовольственной безопасности страны?» - задается вопросами «Слово Кыргызстана».


«Весна, по предварительному прогнозу, ожидается затяжная и дождливая», - сообщает газета «МСН». И в продолжение темы продовольственной безопасности перечисляет проблемы аграрного сектора республики устами Арстанбека Ногоева. Это якобы и изъятие у семеноводческих хозяйств значительных площадей, и сокращение посевов озимой пшеницы, и трудности с поставками ГСМ…


Что мешает главному аграрию страны решать проблемы ведомства и отрасли, издание не сообщает. Зато информирует, что все-таки «мировые тенденции подтверждают рост цен на продукты питания из-за повышения затрат на производство сельхозпродукции».


«В мире резко выросли инвестиции в зерно и масленичные культуры. Хотя в 2008 году в России ожидается рекордный урожай зерна, Россия, Казахстан и Украина закрывают его экспорт», - пишет «МСН».


Досталось министру сельского хозяйства КР и от газеты «Белый пароход».


«Его рассказ должен был, как индийское кино, измотать душу слушателей, слезу вышибить», - иронизирует издание.


«Но почему же эта горькая правда прорывается в общество буквально за считанные дни до начала посевной?» - сокрушается «Белый пароход» и раскрывает «тайну» Дома правительства: «Как нам стало известно, некоторые министры, которым премьер делает замечания за недостаточную осведомленность, потом ходят жаловаться на него… президенту».


Игорь Чудинов, действительно, порой весьма жестко ведет заседания правительства и спрашивает с чиновников строго, не обращая внимания на телекамеры и журналистов. Последние с удовольствием затем выдают в эфир публичную порку, которую устраивает глава кабинета министров.


«БП» считает, что к вопросу продовольственной безопасности, коли она грозит стране, в пору подключаться Финансовой полиции. «…Экономические вопросы - это ее компетенция», - итожит издание.


«Кыргыз Туусу». Главной темой издание определило проблемы сельскохозяйственной отрасли республики. Для их решения в первую очередь необходимо укрупнить фермерские хозяйства, которых на данный момент в Кыргызстане насчитывается 280 тысяч. В среднем они имеют по 7-8 гектаров земли, по 1,5-2 гектара поливных земель. Но их продукция составляет всего 60-80 процентов от потребности государства. Коллективные хозяйства, которые при Союзе были рентабельными, ныне сидят на государственных дотациях. У русских есть пословица «Ломать - не строить». Так вышло и у нас: в свое время хозяйства раздробили, и доходы у них исчезли. В итоге 80 процентов растительного масла завозится в республику из-за рубежа. Приходится констатировать, что сегодня нам крайне не хватает пшеницы, свеклы и кормовой кукурузы. При этом 150 тысяч гектаров земель в республике пустуют. Жизнь показала: высоких урожаев не достичь, если не укрупнить крестьянские хозяйства, которые только в этом случае смогут быть конкурентоспособными. Нынешние кооперативы, которые имеют меньше 500 гектаров земель, нерентабельны. Однако заметим, что во всех государствах сельское хозяйство сидит на дотациях. Нашему же Минсельхозу на развитие выделяют всего 700 миллионов сомов в год. О каком прорыве может идти речь?

 

Этой же темой озабочен и «Агым», предлагающий читателям блицопрос. Во всем мире, отмечает издание, наметилась тенденция удорожания себестоимости сельхозпродуктов. Россия экспортную пошлину на пшеницу подняла на 40 процентов. То же собирается сделать и Казахстан. Что в этом случае должен предпринять Кыргызстан? Джениш Джунушалиев, доктор исторических наук, профессор, убежден, что мы не можем не учитывать мировую тенденцию. Все свои усилия правительство должно направить на решение проблем сельского хозяйства, а именно: восстановить ирригационную систему, снабдить хозяйства горюче-смазочными материалами в полном объеме и решить проблему с техникой. Бакыт Бешимов, депутат Жогорку Кенеша: «Если бы в Кыргызстане не разворовывали свое богатство, в республике бы все было благополучно. Страна имеет резервы для того, что спокойно прокормить свой 4-миллионный народ, даже не поднимая цены на продукты. Главная наша беда – это тотальное воровство». Дамира Ниязалиева, депутат Жогорку Кенеша:  Прошлой осенью мы все стали свидетелями того, как резко подорожала пшеница и мука. А те, кто обжегся на молоке, дуют на воду. Правительство должно извлечь уроки, чтобы такая ситуация не повторилась. Для этого у государства должен быть резерв, который используется только по решению кабинета министров. Для продовольственной безопасности страны следует принимать и другие меры, известно, что для этого создана специальная рабочая группа. Крестьянам необходимо выделять ГСМ, давать доступные кредиты и снизить экспортные пошлины.

 

Другой темой, которая волнует издание, стала проблема Кумтора. Поднимается вопрос о передаче проекта государству. Как смотрят на это видные политические и общественные деятели республики? Тайырбек Сарпашев, лидер партии «Туран» считает: «Конечно, проект можно передать государству, но в этом есть и отрицательные стороны. Во-первых, это негативно скажется на имидже республики на инвестиционном пространстве. Да и владельцы «Кумтора» не будут этому рады. Они обязательно подадут в суд. Ведь в основе лежит хоть и несовершенное, но правительственное соглашение». Эркин Булекбаев, лидер Партии зеленых убежден: «Кумтор принадлежит кыргызскому народу. И поэтому он должен быть государственным проектом. До каких пор нашим достоянием будут пользоваться другие? Пришло время поставить этому заслон. А то прибыль уходит тому, кто дома манты кушает. Сейчас прибыль от Кумтора достается только кучке людей, а должна принадлежать всему народу». Кабай Карабеков, депутат ЖК: «Это не правильно. Такую проблему создают те политики, которые в корне не понимают ситуацию с Кумтором. «Все забрать и национализировать», - говорят они. Подумайте сами: Кумтор наш, земля наша, золото наше – чего еще национализировать? Если даже это произойдет, то государство не сможет реализовывать проект. В республике нет на это средств. Это просто популизм. Да если это и произойдет, другие инвесторы с нами просто не будут иметь дела, у нас и так плохая финансово-экономическая репутация. Думаю, что следует несколько изменить условия соглашения в пользу республики, и все будет в порядке». Аликбек Джекшенкулов, координатор движения «За справедливость»: «В этом вопросе много неясного. Проблему надо решать прозрачно. У нас же бесконечно обновляют договор. В результате не только простому народу, но даже тем, кто  стоит у власти, уже ничего не понятно. Никто ничего открыто не говорит. Лично мне не понятно, почему те, кто разрабатывает «Кумтор», получают золото, а у нас лишь акции. Почему мы не имеем свою долю золота? А если завтра акции «Центерры» упадут, тогда что? А цена на золото каждый год растет. Думаю, что следует провести международный аудит. И только тогда прийти к решению. А просто волевым решением национализировать «Кумтор» - это не правильно».

 

«Эркинтоо» публикует статью о доходности малых ГЭС. По мнению автора, крупные гидроэлектростанции требуют значительных финансовых вложений, для этого необходимо найти серьезных инвесторов. Такие ГЭС в стране должны быть. Но при этом мы не должны забывать и о строительстве малых энергетических объектов. Во времена Советского Союза в республике было возведено несколько крупных гидроэлектростанций. Чтобы реализовать их продукцию, маленькие объекты, которых было около ста, закрыли. Сейчас они разрушены, оборудование разворовано. Но восстановить их можно, и это не требует больших финансовых затрат. И среди наших граждан найдутся желающие вложить деньги в эти проекты, можно организовать и совместные предприятия. Суть в том, что такие малые объекты требуют возрождения. В этом должно быть заинтересовано государство. Оно должно упростить процесс выдачи лицензий, взять на себя реализацию энергии населению. И на уровне правительства противодействовать монополии крупных ГЭС, определяя энергетическую политику государства.


А «Комсомольская правда-Кыргызстан» задалась вопросом в статье «В Кыргызстане подскочат цены на подержанные автомобили?».


«Среднеобеспеченный кыргызстанец в состоянии за $1000-1500 купить подержанную иномарку и заняться частным извозом. Тысячи наших сограждан благодаря этому кормят свои семьи», - утверждает «Комсомолка».


«Накануне Государственный таможенный комитет предложил правительству страны поднять ставки растаможки ввозимых в Кыргызстан автомобилей старше 15 лет до $1,5 за один кубический сантиметр объема двигателя», - информирует газета.


По мнению «КП-Кыргызстан», доводы заинтересованных субъектов этой инициативы - о заботе об экологии, сокращении количества дорожно-транспортных происшествий на дорогах - не выдерживают никакой критики.


«В России подобный опыт стал весьма печальным. После увеличения таможенных пошлин ввоз импортных автомобилей в Россию перестал быть выгодным бизнесом. Как результат – резкое сокращение ввоза автомобилей и тысячи безработных, которые раньше занимались перегоном авто», - сетует «толстушка».


Бизнес