08:26
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Общество

Нариман Тюлеев: Я готов возместить ущерб, нанесенный мною Бишкеку

Экс-мэр Бишкека Нариман Тюлеев просит прокуратуру озвучить точную сумму ущерба.

Он выразил свою готовность возместить ущерб, который, по версии следствия, нанес бюджету Бишкека. Об этом Нариман Тюлеев заявил накануне, в ходе судебного процесса, продолжающегося в Бишкекском городском суде. Бывший градоначальник таким образом отреагировал на выступление сотрудника прокуратуры Жаныбека Салиева. Единственное, что просит у следствия Нариман Тюлеев, это определиться с точной суммой вменяемого ему ущерба. Пока что, как показывает судебное разбирательство, с цифрами у обвинителей проблемы.

На этот раз суд допросил в качестве свидетеля экс-прокурора по особо важным делам Генеральной прокуратуры Жаныбека Салиева. Бывший руководитель следственной группы, в 2010 году предъявивший обвинение депутату «Ата-Журта», сообщил суду, что лично выезжал в Китай и присутствовал на допросах представителей китайского завода - производителя спецтехники и автотехники, которые проводила китайская полиция.

«Я лично предъявлял обвинение Тюлееву. Полностью поддерживаю обвинение и считаю, что все доказательства соответствуют действительности. Я лично выезжал в Китай и узнавал все подробности, ссылался на них при предъявлении обвинения», - заявил в суде Жаныбек Салиев.

Он также заявил о полной поддержке гособвинения против Наримана Тюлеева и выразил мнение о надежности и действительности всех собранных доказательств.

«Я считаю, что Нариман Тюлеев, как тогдашний руководитель мэрии Бишкека, несет полную ответственность за поставку в столицу спецтехники по завышенной стоимости. Он знал об этих коррупционных схемах и принимал в них участие. Общий ущерб бюджету столицы от его действий составил свыше $1 миллиона 400 тысяч», - сказал Жаныбек Салиев.

Однако подтвердить свои доводы документально сотрудник прокуратуры так и не смог. На вопрос адвокатов подсудимого, на основании чего он решил, что имеется ущерб, и, самое главное, как Салиевым была подсчитана сумма ущерба, последний ответил, что сумма ущерба установлена в самом акте счетной палаты, которому он полностью доверяет. Жаныбек Салиев также ответил, что производил расчеты ущерба самостоятельно.

«Сумму ущерба я лично подсчитывал, так как имею право делать это самостоятельно, без привлечения специалистов. Свои расчеты ущерба указал в постановлении о привлечении Наримана Тюлеева в качестве обвиняемого», - сказал Салиев. «На каком основании вы дали себе право устанавливать сумму ущерба без привлечения для этого специалистов? Быть может, у вас есть экономическое образование?» - задали вопрос следователю адвокаты подсудимых. Жаныбек Салиев ответил коротко: он руководствовался Уголовным кодексом Кыргызской Республики и актом Счетной палаты. При этом на суде выяснилось, что в самом акте Счетной палаты ущерб не установлен. В нем госаудитор указал, что все указанные в нем суммы можно будет рассматривать как ущерб, если следственным путем будет получена соответствующая доказательная база.

«Счетная палата Кыргызстана в своем акте прямо указывает, что если следствие помимо тех документов, которые были представлены госаудитору, соберет иные соответствующие доказательства, то только тогда можно будет рассматривать, что по данному делу имеется ущерб», - сказал представитель Тюлеева Диас Мамбеталиев. Таким образом, получается, что государственный аудит, изучая документы следствия, не обнаружил в них признаки нанесенного ущерба. А следствие, в свою очередь, для обоснования своего обвинения в том, что якобы бюджету города Бишкека причинен ущерб, ссылается на акт Счетной палаты.

Также в суде выяснился еще один интересный факт, а именно: вменяемый Нариману Тюлееву ущерб, который якобы образовался в связи с закупкой Бишкекским муниципалитетом мусоровозов, основан на доказательстве, которого не было и нет в материалах уголовного дела. «Откуда взялась сумма ущерба в акте Счетной палаты? С некоего интернет-сайта alibaba.com, где якобы была опубликована цена мусоровозов, которая якобы была ниже той цены, по которой их купила в 2008 году фирма «Айрус» для муниципального предприятия «Тазалык». Можете ли вы назвать суду лист дела и номер тома, где находится справка с интернет-сайта?» - обратился к Салиеву представитель Наримана Тюлеева. Бывший следователь по особо важным делам ответил на этот вопрос: «Нет, не знаю».

Исходя из вышеизложенных обстоятельств у любого здравомыслящего человека возникнет простой, но главный вопрос: «А на самом ли деле кому-либо был приничен ущерб?» На данный вопрос теперь должен будет ответить Бишкекский городской суд. Ну а мы, в свою очередь, будем внимательно следить за ходом процесса по делу экс-мэра и депутата ЖК КР Наримана Тюлеева.

Не получило достаточного подтверждения и еще одно обвинение - в легализации доходов. Выразилось оно, по версии Жаныбека Салиева, в том, что фирма «Айрус», закупавшая мусоровозы, на вырученные деньги купила и перепродала здание бывшего детского сада в Бишкеке на улице Шопокова. В результате чего получила «незаконную прибыль в сумме 4 миллиона 829 тысяч сомов».

По словам адвокатов, проведенный по их запросу независимый аудит показал, что прибыль, полученная от купли-продажи нежилого помещения по указанному адресу, составляет 160 тысяч 177 сомов, но никак не упомянутые выше 4 миллиона 829 тысяч. К тому же полученная сумма прибыли является расчетной, относящейся только к данной сделке. В финансовой отчетности ОсОО «Айрус» приведенная расчетная прибыль не может быть выделена в отдельные показатели, она включена в соответствующие статьи доходов и расходов за соответствующие отчетные периоды». Говоря простым языком, вся «нелегальная прибыль», в легализации которой пытаются обвинить Наримана Тюлеева и чиновников мэрии, ушла не в их карманы, а в казну государства. Таким образом, обвинение в этом преступлении скатывается к полному абсурду.

Но и на этот вопрос адвокатов Жаныбек Салиев так и не смог дать вразумительный ответ. Сотрудник прокуратуры ограничился весьма размытой формулировкой. «Сейчас я не могу вспомнить всего, но документальные подтверждения обвинения должны быть в материалах уголовного дела. Нужно посмотреть», - сказал Жаныбек Салиев.

Напомним, экс-мэр Бишкека Нариман Тюлеев был задержан 21 июня 2012 года в собственном доме, несмотря на депутатскую неприкосновенность, которой он обладал как член фракции «Ата-Журт». Его обвинили в том, что, закупая автобусы и спецтехнику для Бишкека, он причинил государству ущерб в $1 миллион 400 тысяч. Депутат был водворен в СИЗО ГКНБ. Далее, Ленинский районный суд Бишкека 29 июля 2013 года приговорил Наримана Тюлеева к 11 годам лишения свободы за коррупцию с отбыванием наказания в колонии усиленного режима и конфискацией имущества. Еще пять человек, проходившие по делу о коррупции в Бишкеке, приговорены к различным срокам заключения (от 5 до 13 лет). В частности, экс-вице-мэр Бишкека Валерий Корниенко приговорен к 10 годам, бывший начальник Управления муниципальной собственности Руслан Бейшенбаев - к 10 годам, бывший директор МП «Тазалык» Бакыт Сыдыков - к 5 годам, бывший директор муниципального предприятия «Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие» Медет Кожобергенов - к 13, бывший начальник отдела госзакупок УМТО мэрии Б.Токтобеков - к 10 годам лишения свободы.

Бизнес