В Кыргызстане утверждена Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи до 2020 года. Об этом сообщили в Министерстве образования и науки.
«Актуальность разработки документа диктуется необходимостью создать целостную систему воспитания подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях. Изменение за последние десятилетия уровня жизни и социального статуса многих семей, смена жестко фиксированной идеологии на плюрализм взглядов и мнений дезорганизовали часть людей, привели к духовно-нравственному кризису в обществе», - говорится в документе.
«Одним из его проявлений стало изменение отношения к образованию: из ценности, значимой для каждого человека и общества в целом, образование стало, скорее, символом престижа, чем глубокой духовной потребностью. Как показывают социологические исследования, около трети подростков не могут найти себя в системе школьного образования, поскольку школа не может дать ответа на их интеллектуальные и эмоционально-ценностные запросы. Значительная часть студентов также учатся лишь для того, чтобы получить диплом. Кроме того, образовательные организации, являясь социальным институтом, оказались подвержены тем же проблемам, что и все общество - коррупции, рэкету, культу силы и наркомании», - пишут разработчики концепции.
«Сегодня в стране число наркоманов превышает 100 тысяч, из них 15 тысяч составляют подростки и молодежь. Стало более распространенным семейное насилие, и полученный в семье опыт «решения» проблем с помощью силы многие подростки и молодежь переносят в образовательную среду. Часть девушек (преимущественно на юге) не оканчивает даже школу и не могут продолжать образование из-за раннего замужества, часто - насильственного (ала качуу). Многие подростки-мальчики вынуждены бросать учебу, чтобы помогать семье. Одной из причин такого положения дел является значительная внешняя миграция, которая приводит к разрушению семей, социальному сиротству и падению нравственно-этических норм и традиций семейного уклада», - аргументируют они.
«Социологические исследования, проведенные среди школьников и учащейся молодежи, показали, что их интересы преимущественно группируются вокруг таких понятий, как «деньги», «прибыль», «власть», «богатство», «частный интерес». Это свидетельствует о разрушении традиционной коллективистско-корпоративной морали и необходимости найти адекватный ответ духовному вакууму. Еще одна проблема - активизация религиозных движений и сект, в том числе имеющих деструктивную направленность, - отмечается в документе. - В ценностной ориентации молодых людей «патриотизм» стоит отнюдь не на первом месте, и только 8,3 процента молодежи считают его для себя значимой ценностью (данные 2012 года). С другой стороны, исследование 2013-го показывает: страна и гражданство стоят как ценность на пятом месте - после семьи, этничности, образования и принадлежности к человечеству. Тем не менее на отъезд из страны нацелена примерно одна десятая часть опрошенных. Все выше отмеченное и требует создания концепции».
Основной целью воспитания подрастающего поколения Кыргызстана является формирование гражданина правового демократического государства. Воспитание ребенка начинается в семье и продолжается в детской дошкольной организации, в школе, на уровне профессионального образования. Результатом воспитательного процесса должны стать: наличие у ребенка/подростка, молодого человека/девушки личностно и социально значимых качеств (трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и другое); «положительная направленность личности»; осознанное отношение к высшим человеческим ценностям, к человеку, труду, природе и другое.
Как пояснили ИА «24.kg» в пресс-службе ведомства, Кыргызская академия образования в настоящее время разрабатывает программу и план действий по реализации данной концепции.